Живущие в вечной тьме

О зонах удивительной жизни на глубине более 4 км рассказываетГеоргий Виноградов,биолог, совершивший 17 погружений на глубоководных аппаратах «Мир» до максимальной глубины 4400 м, работавший на 9 глубоководных гидротермальных полях в Атлантике и Восточной

Об исследованиях океанских глубин рассказывает Георгий Виноградов, биолог, старший научный сотрудник Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН, участник 14 морских научных экспедиций, совершивший 17 погружений на глубоководных аппаратах «Мир» до максимальной глубины 4400 м, работавший на 9 глубоководных гидротермальных полях в Атлантике и Восточной Пацифике.

Каменные башни-трубы, курящиеся черным дымом в непроглядной тьме. Это вовсе не описание зловещей страны Мордор. Именно так выглядят удивительные подводные вулканы «черные курильщики», обнаруженные в рифтовых зонах океанов – глубоких ущельях, лежащих вдоль оси срединно-океанических хребтов.  Именно здесь магма подходит совсем близко к поверхности, и рождается новая земная кора.

До недавнего времени никто не мог даже предположить, что на глубине более 4 км, в царстве мрака и холода могут существовать зоны обильной и разнообразной жизни. Основой пищевых цепей обитателей подводных гидротермальных полей являются хемосинтезирующие бактерии, создающие органическое вещество из солей минералов, выбрасываемых подводными горячими источниками.  Жизнь здесь существует без света и не знает процессов фотосинтеза. За короткое время исследования подводных гидротерм дали такое количество новых знаний и откровений, которое трудно с чем-либо сравнить. Эти знания сегодня служат основой теорий о существовании подобных «зон жизни» в космосе.

В 1977 году пилоты американского подводного аппарата, совершившие погружение в зону подводных вулканов у Галапагосских островов, первыми увидели небывалый оазис этой новой никем не виданной жизни. Жизни, напоминающей пейзажи фантастической планеты Пандора.

Все фото, опубликованные ниже, предоставлены Лабораторией подводных аппаратов Института океанологии РАН им. П.П.Ширшова

В 1977 году экипаж американского подводного аппарата при погружении на гидротермы  у Галапагос впервые обнаружил "райские сады". Основой этих сообществ являются "трубчатые черви" вестиментиферы

В отличие от Тихого океана в Северной Атлантике видами, определяющими "лицо" гидротермальных сообществ являются  не вестиментиферы, а креветки-римикарисы, в массе скапливающиеся у выходов "черных дымов" и двустворчатые моллюски батимодиолусы, отдаленные родичи мидий.

Креветки- римикарисы (фото слева) разводят “бактериальные огороды” на щетинках своих ротовых конечностей. Чтобы бактерии могли хемосинтезировать, креветкам приходится “выгуливать” их в струях гидротермального раствора, пробираясь как можно ближе к местам его излияния и постоянно рискуя ошпариться. Поэтому, хотя обычных глаз у римикарисов нет, у них развился особый орган, позволяющий креветкам “видеть” струи кипятка.

На башнх “чёрных курильщиков” разные животные обычно строго распределены по участкам, где условия для их обитания оптимальны. Эти условия в значительной степени определяются расстоянием от мест выхода гидротермальных растворов.

Alvinella pompejana

Bythogrea thermydron

Скопление Munidopsis sp. на глубоководных кораллах, Гуаймас.

гидротермы институт океанологии ран океанология подводные аппараты мир черные курильщики