Михаэла Павличев (Mihaela Pavlićev) из детской больницы в Цинциннати, штат Огайо и Гюнтер Вагнер (Günter Wagner) из Йельского университета пришли к выводу, что женский оргазм когда-то был связан с гормональными изменениями, происходившими в организме животных. Подробности их исследования опубликованы в Journal of Experimental Zoology Part B: Molecular and Developmental Evolution.

Михаэла Павличев изучала эволюцию размножения животных видов и собирала данные об овариальном цикле у различных млекопитающих. Она выяснила, что у некоторых видов животных овариальный цикл контролируется различными природными факторами, а у других, например, у кроликов, овуляция — выход яйцеклетки из яичника, происходит в процессе полового акта или просто в присутствии самца. В любом случае созревание и перемещение яйцеклетки происходит параллельно с гормональными процессами, связанными с гормонами окситоцином и пролактином.

А вот у людей и других высших приматов овариальный цикл совершенно не зависит от внешних факторов, и обычно происходит регулярно, хотя сопутствующие ему гормональные процессы все равно происходят, — но только во время оргазма.

Именно этот факт навел Павличеву на мысль о том, что оргазм, возможно, достался женщинам от очень-очень далеких предков, которым он был нужен для размножения, вызывая то, что называется индуцированной овуляцией.

Прошли тысячелетия, индуцированная овуляция в женских организмах сменилась овуляцией спонтанной, но оргазм остался. Может быть, в его эволюционном характере как раз и скрыто объяснение того факта, почему его испытывают не все женщины и далеко не всегда. Павличев и Вагнер подкрепляют свое мнение изучением того, как эволюционировали половые органы женских особей у различных видов животных. Они утверждают, что у более древних млекопитающих клитор, играющий весьма существенную роль в зарождении оргазма, очень часто находился непосредственно внутри вагины, а чем более новые виды они рассматривали, тем ярче проявлялась тенденция отделения клитора от вагины. Это говорит, по их мнению, о том, что с точки зрения эволюции женщины перестали нуждаться в оргазме.

Мнения научного сообщества относительно теории Павличев и Вагнера разделились. Некоторые специалисты находят ее очень интересной и многообещающей. У других вызывают сомнение приведенные ими данные. Впрочем, все сходятся на том, что исследователи поставили интересную проблему, которая может рассказать многое о развитии сексуальности. К сожалению, они рассматривали оргазм только в связи с гормональными процессами. Интересно теперь было бы определить, испытывают ли другие млекопитающие удовольствие от оргазма.