Международный коллектив ученых выяснил, что на Земле присутствуют радиоактивные изотопы железа, источник которых — мощные взрывы сверхновых в далеком прошлом. По оценкам ученых одна из звезд взорвалась 2,3 млн лет назад, а другая — около 1,5 млн лет назад. Отчеты об исследовании опубликованы в двух статьях в журнале Nature, кратко о них рассказывает BBC News.

Частицы (изотопы Fe-60) исследователи обнаружили в недрах земной коры под Тихим, Атлантическим и Индийским океанами. Всего было взято 120 проб, по времени относящихся к периоду последних 11 миллионов лет. Период полураспада изотопа Fe-60 около 2,6 миллиона лет, а значит, образцы никак не могут относиться ко времени формирования Земли.

Изучив их, они смогли установить не только, когда произошли взрывы, но и на каком расстоянии от Земли. По оценкам ученых, обе сверхновые находились примерно в 196-424 световых годах от нашей планеты. Впрочем, ученые предполагают, что взрывов относительно близких сверхновых за историю Земли было больше, чем два.

Сами по себе описанные взрывы произошли довольно далеко, чтобы вызвать какие-то разрушения на Земле и стать причиной массовых вымираний. Но, по словам ученых, они, вероятно, повлияли на климат нашей планеты и на эволюцию живых организмов.