Ученые из Мурманского государственного технического университета разработали метод, позволяющий прогнозировать землетрясения на ранних этапах, используя спутниковые данные наблюдения за атмосферой. Исследователи описали так называемые ионосферные предвестники землетрясений, которые фиксируются за несколько дней до землетрясения, сообщает ТАСС.

В период перед крупными сейсмическими событиями над их эпицентрами на высоте 200-500 км наблюдается аномальное повышение или понижение концентрации заряженных частиц, не связанное с какими-либо иными причинами. Такие аномалии российские ученые зафиксировали при изучении спутниковых данных, полученных за несколько дней до сильнейших землетрясений на Гаити в 2010 году и в Японии в 2011 году.

Ученые также смогли описать механизм, который связывает сейсмические явления с изменениями ионосферы. Оказалось, что атмосферные аномалии возникают из-за электрического тока, текущего между поверхностью Земли и ионосферой. Этот ток, в свою очередь, возникает в тот момент, когда на начальных этапах развития сейсмических процессов из земли в воздух выбрасываются пыль, мельчайшие осколки пород, аэрозоли и нагретые пары воды.

Зная механизм, можно выстроить эффективную методику прогноза землетрясений по характеристикам ионосферы, анализируя необходимые данные со спутников в режиме реального времени. Ученые полагают, что аналогичные аномалии возникают и в преддверии вулканических извержений, тайфунов и пылевых бурь. С использованием метода предсказывать разрушительные явления можно будет за несколько дней, что крайне важно для организации эвакуации, а значит, спасения тысяч жизней.