Заглянуть во времена Ивана Грозного

Заведующий отделом средневековой археологии Института археологии РАН, кандидат исторических наук Владимир Юрьевич Коваль о том, почему он с интересом работает в Кремле, кто входит в его команду и из чего состоят будни археологов

Заведующий отделом средневековой археологии Института археологии РАН, кандидат исторических наук Владимир Юрьевич Коваль рассказывает о том, почему он с интересом работает в Кремле, кто входит в его команду и из чего состоят будни археологов.

Владимир Коваль занимается раскопками Приказов в Большом Кремлевском сквере с начала монументального исследовательского проекта.

Археолог Коваль из тех людей, что смогут обеспечить успех в любом деле. Ученый дружелюбно отвечает на вопросы журналистов, принимает поздравления с праздником, с энтузиазмом рассказывая, почему он с удовольствием работает над этим объектом.

По словам Владимира Коваля, первые предпосылки того, что он займется раскопками Приказов, появились в 2007 году, когда в Тайницком саду Московского Кремля проводил работы Институт археологии РАН. Затем последовали комплексные исследования в 14-ом корпусе Московского Кремля, которыми Коваль непосредственно руководил. И так по традиции он дошел до раскопок в Большом Кремлевском сквере.

Владимир Юрьевич не торопится делать скоропалительные выводы о результатах, к которым придут в итоге археологи, отмечая, что работа идет медленно и в максимально комфортных условиях.

«Зимой мы не планируем здесь работать, оставим все исследования до будущего года. За оставшийся месяц мы дойдем до глубины 50 сантиметров, вряд ли больше. Вы видите, мы работаем очень тщательно, совочками разбираем культурный слой с просеиванием его, на это уходит много времени. В плане методики нет ничего нового, но далеко не всегда археологи имеют возможность работать так спокойно. В Кремле имеются исключительные возможности: есть навес, который нас закрывает от дождя, земля не промокает, не надо ничего ускорять, можно работать, как по учебнику», - поясняет Владимир Коваль.

Ученый рассказал о том, что в его команду входит приблизительно 15 человек. Работают на объекте исключительно опытные люди, а тех, кто никогда не принимал участия в раскопках, здесь просто нет. Однако молодые исследователи все же смогли принять участие в исторически важном проекте и проходили в июне практику под руководством Владимира Юрьевича.

В последнее время в археологических экспедициях набирает популярность волонтерское движение. Так можно принять участие в глобальных проектах, познакомиться с именитыми учеными и что называется «попасть на страницы учебников».

«Таковых здесь не было, потому что волонтеры – совершенно непредсказуемые люди, у практикантов есть обязанности, они должны пройти практику. Раскопки Приказов – очень ответственное дело, да и есть немало трудностей. Получить постоянный пропуск сюда нелегко, тебя месяц проверяют, для волонтеров это проблемно», - прокомментировал Коваль, показывая свое удостоверение.

Уникальность раскопок в Большом Кремлевском сквере подтверждается еще и тем, что найденные артефакты имеют научную ценность для ученых разного профиля. Позже находки будут исследовать нумизматы, остеологи, архитекторы и лингвисты.

Археолог заметил, что в Кремле, да и в Москве в принципе, шанс найти берестяные грамоты остается минимальным.

«В Москве за всю историю археологических исследований их было обнаружено всего четыре, последнюю нашли в прошлом году в парке «Зарядье». В отличие от Великого Новгорода здесь сухой слой. В таком слое береста не сохраняется, а превращается в пыль», - подчеркнул Владимир Коваль.

Так, Владимир Юрьевич уверен, что у археологов большие перспективы в исследовании Приказов. Письменные источники и зарисовки облегчают работу, а значит, ученым в течение еще двух лет удастся погрузиться во времена Ивана Грозного, Бориса Годунова и ответить на интересующие научный мир вопросы.

«Здесь жили разные люди. Много всевозможного причта церковного – дьячки, служители церкви и, кстати, сами священнослужители. Было много боярских дворов, в них жили не только бояре, но и большое количество их слуг, но это было где-то вокруг нашего объекта. Мы находим пока нежилые слои, но очень надеемся, что докопавшись до времен Ивана Грозного, мы выйдем на жилые слои, потому что никаких административных зданий в то время здесь не было», - завершил археолог.

коваль кремль