Зачем поддерживать науку в «смутные времена»

Scientific American пишет о том, к чему привели миллиарды долларов, выделенные на исследования во время Великой Рецессии.

Даже в самые тяжелые времена научная мысль не должна быть остановлена. Те, кто находит силы поддержать исследователей в сложный период экономического кризиса, финансового провала, политических и прочих неурядиц, в итоге бывают награждены открытиями, меняющими жизнь всего человечества. Глобальный финансово-экономический кризис, разразившийся осенью  2008 года, погрузил в режим выживания весь мир, однако даже в той сложнейшей ситуации Соединенные Штаты Америки нашли возможность выделить на науку 15 млрд долларов. Учитывая потрясения, которые сегодня переживают  российские ученые в связи с реформой РАН, очень хочется, чтобы «смутные времена» не стали препятствием для реальной и ощутимой поддержки научных исследований в нашей стране.

Любезное согласие налогоплательщиков

В ходе Великой Рецессии Дядя Сэм потратил $800 млрд.  Вот некоторые из последствий этих трат.

Четыре года назад, когда мир выкручивался из самого глубокого почти за столетие экономического кризиса, федеральное правительство США влило в экономику почти $800 млрд., выделив, в частности, $15 млрд. на научные исследования, а еще десятки миллиардов на эко-энергетику и защиту окружающей среды. К сентябрю 2013 г. эти деньги должны были быть потрачены или возвращены в бюджет. Вот кое-что из того, что нам дали эти затраты.

Более точные данные о развитии плода

Чтобы определить, нормально ли развивается плод в утробе, акушеры используют стандарты измерений, разработанные десятки лет назад. В рамках пятилетней национальной программы исследований  было отслежено протекание беременности у 3350 здоровых женщин разных этнических групп. При этом развитие плода и состояние его здоровья тщательно контролировались с помощью ультразвуковых сканирований, анализов крови и данных о питании. Результаты этих исследований помогут установить новые стандарты медицинского обслуживания беременных для всех практикующих врачей в стране.
Финансирование: $20 млн.

Более точные данные о развитии мозга

С целью создания атласа развивающегося мозга человека шесть организаций совместно занимались определением генетической формулы у 40 с лишним человек, начиная с плодов возрастом в несколько недель и кончая взрослыми людьми средних лет. Общедоступная система BrainSpan содержит базу данных об изменениях распределения активации генов в мозге в течение всей жизни человека, что позволяет исследователям детально изучать вклад этих изменений в развитие таких заболеваний, как шизофрения и депрессивный синдром.
Финансирование: $35 млн.

Всевидящее океанское око

Организация Ocean Observatories Initiative развертывает по всему мировому океану обширную сеть датчиков. Данные, которые будут получаться от сонаров, датчиков в толще воды, донных датчиков и океанских глиссеров, будут бесплатно доступными через сети. Ученые надеются, что это изменит наше понимание того, как глобальное потепление, круговорот питательных веществ, повышение кислотности океанов и другие сложные процессы формируют крупнейшую экосистему нашей планеты.
Финансирование: $106 млн.

Ускорение, уточнение и удешевление датировки древних артефактов

Ученые из Калифорнийского университета в Лонг-Биче использовали полученные средства для испытания метода датировки древних керамических изделий, называемого регидроксилированием. Поскольку при обжиге глина теряет гидроксилы, а затем со временем восстанавливает их с определенной скоростью, простой повторный нагрев с последующим взвешиванием позволяет определить возраст объекта. Этот метод может позволить получать точные данные для археологических раскопок во всем мире.
Финансирование: $310 тыс.

Ледокол для исследования арктики

До сих пор американским исследованиям Северного Ледовитого океана приходилось арендовать ледокол Береговой охраны США, но сегодня Национальный научный фонд строит собственный корабль, который будет способен пробиваться через толстые льды, как через легкий иней. Он понесет ученых на север для изучения морской жизни и изменений климата.
Финансирование: $148 млн.

Телескоп для попытки взглянуть на первые мгновения вселенной

В штате Мериленд проектируется и строится телескоп, который вскоре будет установлен на высокогорном плато в пустыне Атакама в Чили. Оттуда он станет обследовать небо в поисках косвенных свидетельств существования гравитационных волн – легкой ряби пространства-времени,  – которые помогут подкрепить концепцию инфляции – представления о том, что в первую триллионную триллионной доли (10—24) секунды после Большого Взрыва Вселенная резко увеличила скорость своего расширения.
Финансирование: $5 млн.