Зачем нужен коллайдер «Ника»?

Эдуард Боос, доктор физико-математических наук, заведующий отделом экспериментальной физики высоких энергий НИИЯФ МГУ им. М.Ломоносова: «Открыт новый бозон, но не исключено, что это может быть не Хиггсовский бозон!»

Сегодня научный мир взбудоражен открытием, которого ждали несколько десятков лет. Существование бозона Хиггса – последней недостающей частицы Стандартной модели было предсказано более 50 лет назад. И, наконец, эксперименты на адронном коллайдере привели к сенсационным результатам. Но открыт ли на самом деле Хиггсовский бозон? Что это означает для физики и науки в целом и зачем нужен коллайдер «Ника» в российском наукограде Дубна? Об этом рассказывает доктор физико-математических наук Эдуард Боос.

«Открытая частица открыта в тех модах, в которых ожидалось, что должен быть открыт бозон Хиггса и с вероятностями похожими на то, что соответствует бозону Хиггса Стандартной модели. Поэтому на сегодняшний день мы делаем вывод, что открыт новый бозон, его существование совместимо с гипотезой о том, что это бозон Хиггса именно Стандартной модели. Хотя это не исключает, что это может быть какой-то другой бозон Хиггса, других теоретических схем или вообще примесь еще какого-то бозона со спином два. Например, возбуждение гравитона или поле так называемого радиона. Исключить, что это не то, пока нельзя, но то, что найдено совместимо с гипотезой о том, что это бозон Хиггса Стандартной модели.

Очень многие мои зарубежные коллеги говорили по открытие примерно так, что открытие только бозона Хиггса Стандартной модели и ничего больше: «it is very unlikely».  То есть это не очень правдоподобно, и я разделяю эту точку зрения. Она основывается на том, что есть серьезные проблемы в Стандартной модели на более глубоком квантовом уровне рассмотрения, и для решения этих проблем необходимо что-то еще. Что-то выходящее за рамки Стандартной модели, поэтому физики в мире и в ЦЕРНе в частности, российские наши специалисты ожидают, что что-то должно быть еще, что-то мы должны найти еще!»

В Дубне сейчас создается новый проект, новый коллайдер «Ника», это коллайдер, в котором будут сталкиваться ядра золота.  Энергия, конечно, существенно ниже, чем энергия Большого адронного коллайдера, где сталкиваются ядра свинца. И главный смысл исследовать более низкую энергетическую область, потому что именно в этой области происходит фазовый переход между протон-нейтронной структурой материи и кварк-глюонной структурой материи, которая называется кварк-глюонной плазмой. Вот именно момент перехода – эта та область, которая будет изучаться на дубненском коллайдере «Ника».

бозон хиггса большой адронный коллайдер коллайдер «ника» мгу ниияф эдуард боос