Джессика Маккейн (Jessica McCain) из университета Джорждии (США) и ее коллеги попыталась ответить на вопрос, почему в последнее время все большее распространение получают культуры фанатов того или иного фильма, книги или игры, сообщает ScienceNews. Свою работу о «гик-культуре» ученые опубликовали в журнале PlosOne.

Для многих людей выход продолжение известного фильма, например, седьмой части «Звездных войн», — это лишь повод сходить в кино или пересмотреть предыдущие серии. Однако для «гиков» — фанатов того или иного произведения — выход новой части приобретает особенный смысл. Это возможность собраться вместе и надеть костюмы героев и т.п. В последние десятилетия то, что раньше было уделом сравнительно небольших маргинальных групп, стало теперь массовым явлением. Так, например, на крупное гик-мероприятие Dragon*con, которое каждый год проводится в Атланте, в 2014 приехало более 63 тысяч человек — в 30 раз больше, чем в 1989 году, во времена первых Dragon*conов.

Ученые попытались понять, что делает эту культуру столь притягательной и чем отличаются от обычных люди, которые хотят стать «гиками». Для этого Джессика Маккейн и ее коллеги провели серию исследований, в которых в общей сложности приняли участие 2354 человека, часть из которых были «гиками», а часть нет. Каждому участнику предлагалось пройти ряд тестов, на определение таких характеристик личности, как открытость, уровень тревожности и других. Кроме того, участников спрашивали, являются ли они фанатами какой-либо книги, игры или фильма.

Как показал опрос, между «гиками» или людьми, которые не проявляли интереса к этой субкультуры практически не было разницы, хотя «гики» несколько чаще имели нарциссичные черты, были более открыты миру и новому опыту, а также субъективно чувствовали себя лучше, чем не-«гики». Это может быть отчасти связано с тем, что в рамках этой субкультуры человек сравнительно легко может достичь высоко уровня: «Далеко не каждый может стать директором, а вот пройти сложную игру может при определенной усидчивости любой». Кроме того, среди поклонников одного и того же произведения легче найти людей со схожими интересами, поэтому это удовлетворяет стремление к признанию.

Также Джессика Маккейн отметила, что, возможно, это особенно актуально именно в кризисные годы, когда получить признание в реальном мире становится сложнее. Впрочем, другое исследование говорит об обратном — среди людей, выросших в трудные времена, склонности к нарциссизму меньше. При этом среди мужчин нарциссы встречаются чаще.