Официально:

Юлий Борисович Харитон. 14 (27) февраля 1904 – 18 декабря 1996. Советский и российский физик-теоретик и физикохимик. Один из руководителей советского проекта атомной бомбы.

1. В 1955 году группе сотрудников Харьковского физико-технического института была поручена разработка ускорителя электронов, дающего мощную кратковременную вспышку проникающего гамма-излучения. По воспоминаниям одного из разработчиков, степень секретности заказчика превосходила воображение. Документация от его имени шла в разных видах: «Приволжская контора», КБ-11, объект №550, Москва, Центр-300, Арзамас-75. И над всем этим витало загадочное для всех имя Харитон. Позднее выяснилось, что «загадочное имя» было вовсе не именем, а фамилией: Юлий Борисович Харитон.

2. Блестящий физик Юлий Борисович Харитон родился в 1904 году в Санкт-Петербурге. Его отец был известным журналистом, а мать – актрисой. Отца, редактора кадетской газеты «Речь»  выслали из СССР на философском пароходе – в 1922 году. Когда Латвию, где поселился Борис Осипович, присоединили к Советскому Союзу, Харитона-старшего сгноили в лагере.

3. Гувернантка-эстонка учила Юлия немецкому языку. Позже очень пригодилось: основным языком науки перед войной был немецкий.

4. В 1920 году Юлий Харитон поступил в Петроградский Политехнический институт. В Технологический он поступить не смог: вундеркинда, окончившего школу в 15 лет, туда не приняли.

5. В Политехе студент Харитон познакомился с Николаем Семеновым, который вел практические занятия по физике. «Важнейшим событием моей жизни, –  рассказывал позже Харитон,   – была фраза Семенова: «зайдите ко мне вечерком...». Тем вечерком Семенов рассказал, что Иоффе организует Физико-технический институт. «Там будет моя лаборатория. Я приглашаю вас...», – сказал  Семенов и тем определил судьбу Юлия Харитона.

6. Докторскую степень Юрий Борисович Харитон получил в Кавендишской лаборатории, под руководством Эрнеста Резерфорда и Джеймса Чэдвика, того самого, который открыл нейтрон.

7. В 1928 году он возвращался из Англии через Берлин и удивился, как легкомысленно немцы относятся к Гитлеру. Тогда Харитон и понял, что надо заниматься взрывчатыми веществами.

8. Намерение он осуществил. Много лет Харитон занимался взрывами и вместе с Яковом Зельдовичем впервые в мире осуществил расчет цепной реакции деления урана. Будущий нобелевский лауреат Игорь Тамм сказал об этой работе так: «Это открытие означает, что может быть создана бомба, которая разрушит город в радиусе десяти километров».

9. Тамм оказался пророком: именно Юлий Харитон стал главным теоретиком проекта советской атомной бомбы.

10. В апреле 1946 года Юрий Борисович с соратниками прибыл на место, выбранное вблизи бывшей Саровской Успенской  пустыни. В суперсекретном поселке в сверхсжатые сроки и под непосредственным научным руководством главного конструктора Юлия Харитона создали и испытали атомную бомбу.

11. Потом создали и испытали водородную – и ее создавал Харитон вместе с Сахаровым и Зельдовичем. Пятьдесят лет!  – с 1946 года и до последних дней своей жизни Юлий Борисович руководил научным центром  в Арзамасе-16.

12. Еще при жизни Харитона его назвали Российский федеральный ядерный центр, Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики.

13. До самых своих последних дней Юлий Борисович отстаивал необходимость господдержки фундаментальной науки, для того, чтобы страна оставалась великой.

14. Среди коллег Юлия Борисовича широко распространился термин «юбизм», произошедший от инициалов Харитона. В это понятие они включали четкость, во всем и в оформлении документов в первую очередь, въедливость в решении неясных вопросов – в общем все то, что характеризовало личность великого успешного Харитона.

15. Настоящий ученый Харитон подписал в 1955 году так называемое «Письмо трехсот» в Президиум ЦК КПСС с оценкой состояния биологии и урона, который нанес науке Т.Д. Лысенко. После этого с лысенковщиной в стране покончили.

16. В конце 40-х - начале 50-х годов Юлий Борисович  был знаком с Лаврентием Берия, который курировал атомный проект. Он мог похлопотать за отца, но не стал этого делать: по словам Ярослава Голованова, Харитон считал, что это  могло негативно сказаться на его работе.

17. Сталин запретил ученым, работавшим над атомным проектом, летать на самолетах. Для Харитона построили специальный вагон с кабинетом, гостиной, спальней и купе для гостей. В вагоне была и кухня с поварихой.

18. Небольшой бюст Юрия Харитона стоит в парке напротив дома ученых в Сарове. Худенький и ушастый, мягко интеллигентный он совершенно не похож на кузнеца, что выковал для родины атомный щит.

19. Имя маститого ученого, академика, лауреата Ленинской и трех Сталинских премий Российскому ядерному центру отчего-то не присвоили.  Зато Школьные Харитоновские чтения ежегодно собирают самые светлые юные умы со всей России.

20. Как трижды Герой Социалистического труда Харитон удостоился бюста на родине.