В Якутии завершается сооружение подземного хранилища семян

Технология хранения семян в вечной мерзлоте была разработана ещё в 1970-е годы, но строительство хранилища завершается только сейчас

В скором времени в Якутии откроется уникальный объект – первая очередь Федерального криохранилища семян. В этом подземном сооружении можно будет сохранить на сотни лет более 100 тысяч образцов семян культурных и дикорастущих, редких и исчезающих видов растений, причём избежав затрат на энергоресурсы и обеспечив безопасность в случае природных или техногенных катастроф.

Строение находится на глубине 9 метров и занимает 110 квадратных метров. Обязательным условием закладки фундамента является отсутствие на месте строительства мерзлотных вод и криопэгов (природных солёных вод низких температур). Уникальность объекта состоит в его энергонезависимости: природные условия позволяют сохранять в хранилище постоянную температуру -2 градуса Цельсия. Для более эффективного хранения семян в подземном помещении будет задействована двухконтурная система холодозарядки. Благодаря конвективному движению воздуха при открытии верхней и нижней заслонок в помещении столбик термометра может опуститься до 6—8 градусов – как показали биологи, именно эти температуры являются оптимальными для сверхдлительного сохранения жизнеспособности семян большинства видов растений.

Реализации этого уникального проекта предшествовали многолетние исследования якутских учёных. Как рассказал заместитель директора по науке Института биологических проблем криолитозоны (ИБПК) Сибирского отделения РАН доктор биологических наук, профессор Борис Кершенгольц, ещё в 1970-е годы якутские учёные разработали идею создания хранилища в толще вечной мерзлоты. Тогда около 20 тысяч образцов, в основном бобовых культур, поместили в подземную шахту Института мерзлотоведения СО АН СССР.

Через 30—35 лет семена проверили на всхожесть, и результат был потрясающим. На семенах не было зафиксировано видимых повреждений и признаков старения. Более того, в высочайшей степени сохранности оказался генетический материал. Воодушевлённые результатом учёные не преминули заявить о нём научному сообществу. Но для гарантированного результата нужно было немного больше времени. За это время опытом якутских учёных успели воспользоваться норвежские коллеги, которые построили своё криохранилище на острове Шпицберген, придав ему статус международного.

Когда истекли требуемые сроки, и положительный результат остался неизменным, учёные заявили о проекте властям. Правительство Якутии выделило на реализацию масштабного проекта  5 миллионов 300 тысяч рублей. Второй транш аналогичного объёма был предоставлен СО РАН. В данное время на объекте ведутся завершающие строительные работы.

Проект является межинститутским, межведомственным. В нём участвуют три якутских института (ИБПК, Институт мерзлотоведения, Институт горного дела Севера) и три новосибирских (Институт цитологии и генетики, Институт клеточной и молекулярной биологии и Институт физико-химической биологии и фундаментальной медицины). В перспективе значится строительство второй очереди федерального криохранилища семян объёмом уже в 1 миллион образцов.

Источник: www.yakutia24.ru