Кровь мамонтов могла быть исключительно устойчива к морозу

Учёных СВФУ, обнаруживших её, поразила сохранность туши и отдельных тканей животного, включая кровь

Уникальные результаты принесла экспедиция палеонтологов НИИ прикладной экологии Севера Северо-Восточного федерального университета: им впервые удалось обнаружить прекрасно сохранившуюся тушу взрослой самки мамонта на Ляховских островах Новосибирского архипелага. Учёные нашли даже некоторое количество жидкой крови животного, что может натолкнуть на беспрецедентные научные выводы.

По словам участников раскопок, состояние тканей мамонтихи почти идеальное, скелетирована только верхняя часть туловища, головы и левая задняя нога. По зубам исследователи установили и её возраст – примерно 50-60 лет.

«Фрагменты мышечной ткани, которые мы обнаружили вне тела, имеют естественный красный цвет свежего мяса. Подобная сохранность обусловлена тем, что нижняя часть туловища мамонта залегала практически в чистом льду, а верхняя часть была обнаружена авторами находки посреди тундры, а не вытаяла из берега. Отдельно от туши был найден и хобот, который хуже всего сохраняется», – рассказывает руководитель экспедиции, заведующий Музеем мамонта имени П.А. Лазарева ИПЭС СВФУ Семён Григорьев.

«Кровь очень тёмного цвета, она находилась в ледяных пустотах ниже брюха, и когда мы в нескольких местах пробили кайлом эти пустоты, то она вытекала. Это тем более удивительно, что температура окружающего воздуха в момент раскопок держалась на отметке -7…-10ºС. Можно предположить, что кровь у мамонтов обладала некими криопротекторными свойствами», – добавил он.

Несколькими годами ранее с подобной гипотезой выступил канадский физиолог-эволюционист Кевин Кэмпбелл. Он проявил весьма живой интерес к новой находке учёных СВФУ. Также в июле нынешнего года ожидается приезд других российских и иностранных учёных. Пока в Якутск привезены взятые с туши пробы, в ближайшее время будет проведён бактериологический анализ на предмет наличия возбудителей особо опасных инфекций.

«Очень важно было раскопать мамонта именно в холодное время года, так как летом или осенью уникальная находка неминуемо бы разморозилась, а бесценный материал для совместного проекта СВФУ и корейского фонда Sooam «Возрождение мамонта» мог пропасть из-за оттайки и зубов хищных животных», – говорит Семён Григорьев.

Сотрудники НИИПЭС СВФУ посвятили эту уникальную находку 100-летнему юбилею Якутского отделения Русского географического общества, одного из организаторов экспедиции, и 20-летнему юбилею своего института.

Источник: www.s-vfu.ru