Ядро Земли на 2,5 года моложе коры

Из-за эйнштейновского эффекта замедления времени вблизи массивных объектов.

Ядро Земли на 2,5 года моложе коры, из-за гравитационного эффекта, описываемого общей теорией относительности Эйнштейна. К такому выводу пришли физики из университетов Аархуса и Копенгагена (Дания), под руководством профессора Ульрика Уггерхёя (Ulrik Uggerhøj). Их статью, опубликованную в журнале European Journal of Physics, пересказывает сайт Science News.

Согласно эйнштейновской теории, массивные объекты создают вокруг себя в ткани пространства-времени «гравитационную яму», в которой, в частности, чуть медленнее течет время. Направление замедления определяет гравитационный потенциал, т. е., мера количества работы, необходимой, чтобы переместить объект из точки А в точку B. Поскольку, двигаясь из центра Земли к поверхности, мы вынуждены были бы преодолевать силу притяжения, в ядре нашей планеты часы должны идти чуть медленнее, чем на поверхности.

Датские ученые подсчитали, что за 4,5 млрд лет истории Земли «набежала» такая разница в размере 2,5 лет. Именно настолько ядро нашей Земли моложе ее поверхности. Интересно, что наличие у них «разницы в возрасте» теоретически предсказал еще в 1960-х гг. физик-теоретик Ричард Фейнман, но он оценивал ее всего в несколько дней.

Стоит отметить, что в данном случае во внимание принимаются только гравитационные эффекты, и не берутся в расчет геологические процессы. С точки зрения геологии, поверхностные слои планеты едва ли могли сформироваться раньше, чем ядро.

Отметим, что исследования в области гравитации — передний край современной физики, на котором совершаются самые интересные открытия. Например, недавно международный проект LIGO впервые смог зарегистрировать с помощью аппаратуры гравитационные волны, разошедшиеся от столкновения двух черных дыр 1,3 млрд лет назад. В этом открытии был и российский вклад.

Рекомендуем также нашу статью к столетнему юбилею общей теории относительности, который отмечался в 2015 году.

гравитационный потенциал гравитационный эффект ядро земли