Ядерный магнитный резонанс поможет в создании навигационной системы нового типа и поиске тёмной материи

Физики из Университета Индианы в Блумингтоне  использовали ЯМР-установку корпорации Northrop Grumman для поиска ядерного магнитного резонанса в поляризованных ксеноне-129 и ксеноне-131.

Команда физиков из Университета Индианы в Блумингтоне (США) использовала ЯМР-установку корпорации Northrop Grumman для поиска ядерного магнитного резонанса (ЯМР)  в поляризованных ксеноне-129 и ксеноне-131. Применяя длительную релаксацию (до двадцати секунд), учёные получили точные соотношения частот ядерного магнитного резонанса частиц, нечувствительных к флуктуациям магнитного поля.
Авторы работы смогли поднять верхнюю границу чувствительности ЯМР на два порядка для масштаба менее миллиметра, при том, что дальнейший потенциал улучшения методики оценивается ещё в два порядка. Результаты исследований опубликованы на сайте Университет Индианы в Блумингтоне.

Майк Сноу (Mike Snow) и его коллеги поясняют, что такая технология пригодна для создания навигационной системы нового типа, использующей спин-поляризованные ядра атомов (ксенона-129 и ксенона-131) как гироскопы атомарного масштаба, всегда указывающие в одном направлении. В силу малых размеров и сверхнизкого энергопотребления такими инерциальными системами навигации можно будет оснащать даже самые компактные беспилотники  и летательные аппараты, отправляемые в зоны, где GPS недоступна или подавляется средствами радиоэлектронной борьбы. Этими исследованиями заинтересовалась компания Northrop Grumman.

Ну а сами физики больше нацелены на поиск с помощью ЯМР сверхвысокого разрешения частиц тёмной материи с энергиями менее электронвольта, то есть более лёгких, чем одиночный протон, электрон или нейтрон. Ключевым в этом поиске они видят обнаружение аксиона. Для этого необходимо дополнительно поднять чувствительность процесса, для чего готовятся средства защиты ядер ксенона от сторонних магнитных полей с помощью немагнитных материалов, таких как галлий и индий. Как считают авторы, при этом удастся достичь точности, которая позволит отличить реакцию на аксион более лёгкого изотопа ксенона от реакции более тяжёлого изотопа.

ядерный магнитный резонанс повышенной точности ямр