Материалы портала «Научная Россия»

Я и робот

В серии фотографий  The Man Machine  французского фотографа Венсана Фурнье роботы – это не экзотика, а часть жизни пока еще не существующего общества, где соседство и общение человека и машины привычны и даже обыденны.

На этих снимках вымысел спорит с реальностью. Эти сценки настолько «событийны» и органичны, что кажутся не постановкой, а репортажем. Человек и робот рядом друг с другом. Это пока еще завтра. Но сегодня мы вполне можем себе это представить.

Венсан Фурнье часто обращается в своих работах к науке. С ее помощью он находит новую красоту в привычных вещах. Именно наука позволяет разглядеть и запечатлеть недоступную глазу часть вселенной. «Я очарован магическими аспектами науки, которая, кажется, обобщает сложности мира несколькими математическими формулами». Но при этом, по его признанию, его больше волнует все же эстетика, а не наука и технологии. Здесь играет роль лишь его собственная экстраполяция – каким образом робот может вписаться в нашу жизнь – сейчас или в ближайшем будущем.

Венсан Фурнье пытается основывать свое искусство на синтезе реальной науки и научной фантастики – в данном случае робототехники, и применить свои познания для создания интриги снимка.  Каждая композиция прорабатывается как мизансцена для кино: точно так же подбираются реквизит, «актеры» - если это люди – то почти всегда это те, кто непосредственно работает с роботами – ученые, инженеры, они-то умеют чувствовать себя рядом с роботами органично, так, как возможно в недалеком будущем это сможет каждый из нас.

Ему очень близки представления взаимоотношений человека и робота из книг Айзека Азимова, в своей знаменитой книге «Я робот» сформулировавшего три закона робототехники, неукоснительно следуя которым, роботы иногда становятся гуманнее создавших их людей.

В работах Венсана Фурнье робот – друг человека – и он надеется, что именно друг. Ведь если вдуматься в этимологию слова робот – это значит «раб».  Робот должен быть  настолько похож на человека, чтобы вызывать у него симпатию. Ведь известно, что если пройдена эта тонкая грань, и робот слишком похож на человека – он вызывает уже не симпатию, а страх или отвращение. Классики фантастики создали даже особую «шкалу оценки реакции человека на робота».  Если робот схож с человеком на 97% - он симпатичен, но после этого рубежа наступает негативная реакция – страх. 97% - это такой «драматический рубеж», который нельзя переступать.

Красивы ли роботы? Венсан Фурнье считает, что и да, и нет. Красота – это субъективное понятие. Робот – коллективное творение человеческого разума. Когда столько людей затрачивают свой творческий труд, они стараются создать что-то красивое. Но это не абсолютно – ведь это зависит от того, кто создал - ведь это может быть и Франкенштейн, и боевой робот.

10 фоторабот Венсана Фурнье  будут использованы в новом голливудском блокбастере, который снимается сейчас в Нью-Иорке – по замыслу его авторов работы фотографа представлены в фильме как часть коллекции одного из героев фильма, и используются как визуальная декорация. Но какого фильма – это пока секрет. Свою выставку Венсан Фурнье обещает привезти в Москву осенью 2013 г.

 

 

венсан фурнье наука и фотография робототехника

Назад

Социальные сети

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий