Болезни кишечника можно лечить с помощью паразитов

Американские учёные обнаружили, что яйца гельминтов могут предотвращать заболевание неспецифическим язвенным колитом и диареей

Паразиты в желудочно-кишечном тракте человека могут действовать по принципу «враг моего врага – мой друг», выяснили специалисты из Медицинского центра Нью-Йоркского университета под руководством профессора Пинга Лока (P’ng Loke). Они установили, что яйца некоторых видов червей (гельминтов) помогают бороться с бактериями, вызывающими такие заболевания кишечника, как диарея и язвенный колит.

Так называемый неспецифический язвенный колит – весьма распространённое заболевание ЖКТ среди людей в Европе и Северной Америке, где благодаря гигиене проблемы с гельминтами сведены к минимуму. Напротив, в развивающихся странах Азии, Африки или Латинской Америки подобными болезнями болеют редко, зато черви попадают в организм человека довольно регулярно. Это и натолкнуло учёных на гипотезу о том, что гельминты каким-либо образом могут противодействовать вредным бактериям.

Исследования по данной теме Пинг Лок и его коллеги ведут уже около трёх лет. В своей новой статье они описывают результаты эксперимента с макаками резусами, страдающими идиопатической (неизвестного происхождения) хронической диареей, близкой к симптомам язвенного колита. Обезьянам давали своеобразный «эликсир» из яиц свиного власоглава (Trichuris trichiura), а затем сравнили взятые у них образцы слизистой толстой кишки до и после приёма препарата. Во втором случае число болезнетворных микробов заметно уменьшилось.

Высказано предположение, что яйца паразитов стимулируют образование слизи, заживление язв и обновление эпителиальных клеток на стенках кишечника, что не даёт бактериям там закрепиться. Сейчас Лок с коллегами уже проводят клинические испытания этого необычного препарата из класса пробиотиков, и в скором времени он, возможно, появится на прилавках аптек.

Источник: www.eurekalert.org, www.plospathogens.org, www.sciam.ru