Редкая птица долетит до середины… ветряка

Ветродвигатели создают дополнительную угрозу выживанию птиц

Ветряки заставили экологов забить тревогу. Являясь перспективной и «чистой» в смысле отсутствия загрязнения технологией, ветроэнергетика всё же оказалась не очень дружелюбной к окружающей среде. Под лопастями ветродвигателей, рассекающими воздух со скоростью более 200 километров в час, часто гибнут птицы, в том числе редких видов.

Так, по оценкам Испанского орнитологического общества, 18 тысяч сооруженных в этой стране ветряков ежегодно убивают от 6 до 18 миллионов птиц и летучих мышей. И это при том, что через Испанию проходят маршруты перелёта редких пернатых хищников – белоголовых сипов, беркутов и других. В одной только провинции Кадис, где расположено 13 ветроэлектростанций, сходится большое количество природных воздушных коридоров. По словам американского биолога Марка Бехарда и его коллег с биологической станции Доньяна под Севильей, которых власти Кадиса специально пригласили для решения данной проблемы, у оснований генераторных башен постоянно находят обезглавленные птичьи тушки.

Впрочем, в данной ситуации учёные смогли предложить довольно простой способ избежать лишней крови: они ведут постоянное визуальное наблюдение за небом и, как только на горизонте показывается очередная стая, дают команду остановить ветродвигатели. За несколько минут скорость последних падает до нуля, и этого достаточно, чтобы птицы пролетели по маршруту без потерь. Снижение вырабатываемой энергии при таком режиме составляет всего 0,07 процента, зато птичья смертность упала почти вдвое.

Однако эта тактика вряд ли сработает в местностях с многочисленным местным пернатым населением. Экологи предлагают свои меры и там: в одних местах достаточно перенести ветрогенераторы на несколько сотен метров, в других – увеличить скорость их вращения, чтобы, например, летучие мыши вообще не попадали в поток. А вот радиолокационная система «Мерлин», специально для этих целей разработанная инженерами из Флориды, оказалась неожиданно неэффективной: она способна предотвратить столкновение с ветряками крупных стай, но не отдельных особей.

Ситуация осложняется ещё и тем, что не все энергетические компании согласны предоставить исследователям необходимую информацию, опасаясь судебного преследования со стороны экологических организаций или нечистоплотности углеводородного лобби.

Согласно данным Альберта Мэнвилла, специалиста Федеральной службы рыбы и дичи США, ветроэнергетика находится далеко не на первом месте по опасности для птиц. Гораздо чаще причиной их гибели становятся столкновения с высотными зданиями и самолётами (до миллиарда случаев в год по Америке), домашние и дикие кошки (от 365 млн. до миллиарда), электрические провода (до 175 миллионов), отравление сельскохозяйственными химикатами (67-90 миллионов) и автомобили (60-80 миллионов). Под лопастями ветряков ежегодно гибнут от 100 до 440 тысяч пернатых. Но для видов, которые и так находятся под угрозой, эта цифра слишком велика.

Источник: Мира Субраманьян, Nature.com