Кит подражал голосу человека

Учёные из США посвятили статью киту, который приобрёл сложную способность подражать человеческому голосу

Американские учёные впервые показали, что один из видов китов – точнее, одна белуха – может имитировать голос человека. Это стало неожиданностью для самих биологов: обычно издаваемые китами звуки полностью отличаются от человеческих. Статья с описанием открытия опубликована в журнале Current Biology.

«Наши наблюдения заставляют предположить, что киту пришлось изменить голосовой механизм, чтобы подражать голосу. Для такого усилия нужна мотивация к контакту», – полагает Сэм Риджвей (Sam Ridgway) из Национального фонда морских млекопитающих США.

В 1984 году Риджвей и его коллеги стали замечать необычные звуки в садке для китов и дельфинов. Казалось, будто где-то в отдалении переговариваются два человека. Однажды из огороженной зоны вынырнул дайвер и обратился к коллегам с неожиданным вопросом: «Кто сказал, чтобы я вылезал?». Тогда учёные догадались, что «разговаривает» один из белых китов по кличке Нок (NOC).

Об отдельных случаях имитации человеческой речи китами было известно и раньше, но теперь учёные решили всё тщательно зафиксировать и доказать. Они установили, что ритм издаваемых китом звуков стал похож на человеческую речь, а типичные для него частоты – на несколько октав ниже характерных для китов, то есть ближе к человеческим.

«Распечатки голосов китов были похожи на человеческие и не похожи на китовые. Услышанные нами звуки – явный пример голосового обучения у белухи», – заявил Риджвей.

Самое интересное, что такие звуки киту удавалось издавать через нос, а не при помощи связок. Для этого он сложным образом изменял давление в носовой полости и наполнял вестибулярный мешок в дыхале. К сожалению, герой исследования умер пять лет назад, но его «разговоры» создали породили целую научную проблему.

белуха биокоммуникация зоосемиотика киты национальный фонд морских млекопитающих океанология