Огромный айсберг мало повлиял на антарктических тюленей

Исследователи описали стратегию приспособления тюленей Уэдделла к экстремальным условиям

После того как в 2000 году в антарктическом море Росса от побережья откололся огромный айсберг B-15 (площадью 1100 км2)  и ещё множество осколков поменьше, учёные стали наблюдать панику среди императорских пингвинов, которые размножаются к западу от этого района. Однако тюлени Уэдделла это событие мало повлияло, пишет автор портала LiveScience со ссылкой на журнал Proceedings of the Royal Society B.

Недавние исследования показали, что из-за столкновений айсбергов с льдинами в период спаривания императорских пингвинов животные вынуждены уходить в другие места, а некоторые гибнут. В одном случае айсберг перекрыл путь к месту, где пингвины привыкли питаться.

Теперь объектом изучения стали тюлени Уэдделла в заливе Эребуса, за которыми наблюдают с 1969 года. «Мы нашли, что эффект [айсберга] на тюленей довольно мал. Они вполне хорошо жили в течение пяти лет присутствия айсберга, хотя размножались хуже, чем обычно», – сказал француз Тьерри Шамбер (Thierry Chambert) из Университета штата Монтана.

Учёные следили за самками тюленей, так как их легче заметить на льду. Число самок в колонии несколько снизилось. При этом вероятность, что особь останется жива на следующий год не менялась, но упали репродуктивные показатели.

Без айсбергов шансы родить у самки тюленя Уэдделла составляют 70 %, однако в пятилетие исследований они снизились до 50 %.

Почему так произошло, специалисты не знают. Одна из гипотез состоит в том, что айсберги затруднили доступ к местам спаривания. Согласно другому взгляду айсберги отрицательно повлияли на фитопланктон, и это нарушило пищевую цепь, в которой задействованы тюлени (они питаются в основном рыбой).

Кроме того, в отличие от пингвинов, которые должны путешествовать по льдинам в поисках пропитания, самки тюленей остаются на месте спаривания. Они, к тому же, находились довольно далеко от айсберга B-15, когда он откололся.

Спад в репродукции Шамбер и его коллеги называют показателем своеобразной кризисной стратегии тюленей. Они могут жить до 30 лет и при этом начинают размножаться в возрасте 6 лет, то есть пропуск одно-двух лет для них не катастрофичен. «Они долгожители. Поэтому можно ожидать от них стратегии, приоритет которой не в размножении, а в выживании», – считает учёный