Специалист в области связей с общественностью Майк Шефер (Mike Schäfer) из университета Цюриха (Швейцария) и его коллеги провели исследование, в ходе которого попытались сформулировать секреты успешного академического краудфандинга. Не грузить теорией, быть привлекательными и иметь чувство юмора — вот, по их мнению, составляющие успеха. Однако, пожалуй, основной секрет заключается в наличии развитой сети и некоторого здравого смысла в области промоушна. О результатах исследования рассказывает Science.

Краудфандингом (англ. сrowdfunding) называют общественный сбор средств на какие-либо цели. Часто для этого используются короткие видеообращения в интернете. В последние годы огромное количество таких клипов в западном сегменте интернета используется в поддержку самых разных проектов — от финансирования съемок нового фильма ужасов, до сбора средств на проектирование водосберегающих смесителей.

Новый путь поиска финансов с переменным успехом используют и ученые. Пожалуй, наиболее успешной оказалась акция в поддержку проекта по первой в мире LCD визуализации головного мозга. По ее итогам удалось собрать более $65 тыс., что в два раза превышает необходимый бюджет. Однако это случай — скорее счастливое исключение. Обычно в результате краудфандинга удается собрать гораздо более скромную сумму.

В ходе нового исследования ученые проанализировали 371 завершившийся проект. В результате они разработали следующие рекомендации всем, кто хочет попробовать себя в этой области:

·  используйте специализированные платформы для сбора средств на научные цели. Вы конечно может разместить свой материал на портале Kickstarter.com, который принимает любые проекты, но все же лучше обратиться к Experiment.com, Medstartr.com и Petridish.org, специализирующимся именно в сфере академических проектов

·  расскажите о своем проекте в веселом видеоролике — качественное видео и чувство юмора поспособствуют успеху

·  взаимодействуйте с потенциальными спонсорами. Проекты, которые обеспечивали обратную связь, отвечали на вопросы и рассказывали о ходе работ, оказались более успешными

·  просите небольшую сумму. Большинство проектов, затребовавших более $4 тыс., собрали в итоге не более $1 тыс.. В общем, обратная зависимость — чем больше денег проект хотел собрать, тем менее успешным он был.

По словам Майка Шефера, к другим факторам, которые невозможно описать количественными методами, возможно, относятся число личных и профессиональных контактов ученого и насколько активно он самолично продвигает свой проект.

Эти два фактора имеют гораздо более важное значение, чем контент странички в интернете, отмечает Джей Ранганатан (Jai Ranganathan) из SciFund Challenge Network (США), один из авторов исследования. По его мысли, краудфандинг может быть частью общественной деятельности ученого. Аудитории важно чувствовать, что она общается с реальными людьми, а не абстрактными проектами. Вот почему так важно поддерживать с ней постоянную обратную связь, например, вести популярный блог в сети и регулярно выступать в СМИ.

Читайте также на портале Научная Россия о том, как контент в интернете попадает к пользователю.