0 комментариев 2185

Вулканы и космос. Что их объединяет?

В Музее космонавтики состоялась встреча с ученым-вулканологом, основателем музея вулканов на Камчатке «Вулканариум» Сергеем Самойленко

Мы знаем, что вулканы – это большие горы, извергающие фонтаны огненной магмы из своих вершин. Но в мире есть множество фактов об этих «огнедышащих горах», которых вы точно не знали.

17 октября в московском Музее космонавтики (Проспект мира, 111) состоялась встреча с ученым-вулканологом, основателем музея вулканов на Камчатке «Вулканариум» Сергеем Самойленко.

Сергей Самойленко, не только деятельный человек, которому удалось создать на Камчатке исключительный по своему замыслу музей, проницательный ученый, который «заражает» оптимизмом и интересом к своей научной области, но и, конечно же, романтик, который может увидеть красоту в порой грозных проявлениях природы.

«На нашей планете есть такие места, где космос чувствуется особенно близко. Например, в горах, на Камчатке — там расположено 189 вулканов (из них 29 действующих) — земля вокруг «дышит». Здесь непременно чувствуешь себя частью большого мира», - рассказывает Самойленко.

Многие загадки вулканов до сих пор остаются нераскрытыми в силу невозможности прямого изучения этих объектов. Ученые не всегда могут предсказать извержение, а главным способом борьбы с ним до сих пор остаются пассивные меры – эвакуация населения из опасного района и прекращение авиасообщения.

Несмотря на то, что территория нашей страны – огромная, ее рельеф необычайно разнообразен, а геологическая история насчитывает ни одну сотню лет, – она практически лишена вулканов. Мы не видим их каждый день, и возможность того, что, например, в Московской области когда-нибудь появится вулкан, практически сводится к нулю.

«Гигантская страна, в которой живет большая древняя культура, не имеет ничего общего с вулканами. Мы не видим ничего «вулканоподобного» ни в Санкт-Петербурге, ни в Суздале, ни в гористом Владивостоке, но для нашей планеты вулканы очень типичны», - отмечает ученый.

Однако в мире вулканов много – наша Земля насыщена «жизнью внутри». И эта жизнь проявляется через землетрясения и вулканические процессы. Обитатели многих стран и столиц всю свою жизнь находятся «рука об руку» с вулканами – граждане Токио наслаждаются видами Фудзиямы, жители Сиэтла смотрят на Скалистые горы, вулканы которых находится в их пределах, население Италии очень гордится тем, что на территории их страны есть множество вулканов с интереснейшей историей.

«В России тоже есть вулканы… Эльбрус, например. Иногда даже не знаешь, что это вулканы. Но они никогда «не дымили» на памяти нашей цивилизации, это происходило очень давно. Петропавловск-Камчатский в этом отношении, конечно, своеобразен. Его окружает целых 7 вулканов – из которых 4 активные, и я видел извержения всех 4-х за свой недолгий век», - комментирует Самойленко.

Таким образом, можно сказать, что на Камчатке мы, действительно, прикасаемся к самому типичному для нашей планеты явлению – вулканизму.

Если мы посмотрим на наших соседей по Солнечной системе, причем не только на планеты, но и их спутники, и даже на малые небесные тела, то у нас возникнет закономерный вопрос – где еще есть что-то похожее или похожий на нас?

Атмосфера есть на многих планетах, литосфера тоже, но не на всех. Что же можно сказать о вулканах? Земля и Венера – похожие планеты (обладают почти одинаковым размером, схожим возрастом). Кроме того, на этих планетах существуют вулканы схожего типа.

«Если говорить о спутниках планет-гигантов, там тоже есть то, что ученые называют вулканическим процессом, но это, в определенном смысле «натяжка». На Ио, спутнике Юпитера, ненастоящий вулканизм, там происходит плавление серы в недрах планеты из-за того, что это маленькое тело находится близко к Юпитеру. Извержения серы там носят совершенно невероятный характер – «фонтаны» поднимаются где-то на 300 км над поверхностью Ио, и видны в оптический телескоп с Земли», - объясняет лектор.

Это не похоже на вулканы Земли ни по тому, как это происходит, ни по тому, как это выглядит. Только Земля и Венера могут похвастаться вулканизмом такого разнообразного типа.

«Наличие жизни на Земле можно связать с тем, что наша планета имеет что-то внутри, приводящее в действие вулканы. Это важный вопрос», - подчеркивает Сергей Самойленко.

Есть еще один процесс, уже с космосом не связанный – атмосфера Земли может быть полностью поглощена планетой. Сама планета способна уничтожить свою атмосферу – превратить ее из газообразной в минералы, которые не  будут уже считаться атмосферой. Легко поглотить кислород, который уверенно будет превращаться в оксиды, углекислый газ будет превращаться в карбонаты. Мы получим через какое-то время красную планету, как Марс. Вода тоже исчезнет – она станет гидросиликатами.

«Когда мы делаем бетон, мы смешиваем воду, цемент и камни. Через сутки, в состоянии покоя, эта «грязь превращается в камни. Если мы взвесим, сколько мы положили туда цемента, воды, камней, и сколько получилось бетона, выяснится, что вода все еще находится внутри. Четверть ее испарится, но значительная часть останется навсегда внутри, и достать ее оттуда очень трудно. Это можно сделать, если бетонный блок не просто нагреть (градусов до 200 000), а еще и сильно сжать. При таких давлениях и температурах гидросиликаты разрушатся, вода будет освобождена. Именно это происходит под Камчаткой, под Японией, именно это приводит в действие один из механизмов, который приводит к вулканам»  - говорит ученый.

На данный момент, на Земле одновременно извергаются 28 вулканов. Еще что-то извергается на дне океанов. Дно Мирового океана для человечества менее доступно, чем космос. При этом снаружи ученые ничего не видят – медленно всплывает пемза с глубины 3-4 км, попадая в какое-либо течение, а затем, опять тонет. Предсказать этот процесс исследователям точно практически невозможно.

В 20 веке, когда начали изучать воду, которая выходит на поверхность во время извержения вулкана, ученые поняли, что эта вода не идентична той, что находится в Мировом океане и атмосфере – изотопный состав разный. Так называемая, ювенильная вода обладает более тяжелым кислородом, и под действием космических лучей, простого распада, она превращается в метеорную воду. Этот процесс необратим.

«Это очень важные выводы – значит, вулканы извергают воду, которая либо никогда не была на поверхности, либо была там очень давно. Ученые пришли к таким выводам к концу 20 века», - комментирует основатель музея вулканов на Камчатке «Вулканариум».

Мы часто рассуждаем про космос, поражаясь его масштабам. Когда же геологи и физики рассуждают о своей планете, они понимают, что изучение явлений, возраст которых превышает 100 тысяч лет – это бесконечность, по отношению к тому, где и как сейчас живет человек.

«Как же мы собираемся изучать объекты, которые, на порядок, старше нас, больше нас. Мы мыслим минутами, а здесь речь идет о миллиардах лет. Исследователи пытаются общаться с объектами, которые ничего не рассказывают про себя. Космос – прозрачный, мы хотя бы можем посмотреть, увидеть, получить спектральные характеристики. В случае с вулканами – все совсем по-другому. Это ерунда, по сравнению с тем, что мы знаем о космосе», - отмечает Самойленко.

Таким образом, вулканы – «живая», самоорганизующаяся система, чем-то похожая на самого человека. К некоторым объектам ученые не только не имеют доступа, но и не получат ни при каких обстоятельствах – они настолько экстремальные, что даже, если исследователи смогут добраться до них, толку от этого не будет никакого.

«Наша задача – с помощью знаний понять, что находится внутри вулкана. Основной источник по их изучению для ученых – микроскопические кристаллики, которые находятся у нас в руках под микроскопом. Они добываются во время извержений, которые произошли сейчас и много миллионов лет назад», - подытожил вулканолог.

Надо отметить, что Сергей Самойленко убедил участников встречи, что ученые-вулканологи занимаются не менее интересными и загадочными вещами, нежели космонавты.

Он ответил на все вопросы гостей мероприятия, а также пригласил всех в свой музей «Вулканариум», который находится на Камчатке.

«Камчатка ближе, чем все мы думаем», - отметил Сергей Самойленко.

Фото со встречи предоставлены пресс-службой московского Музея космонавтики.

Сайт музея «Вулканариум» Сергея Самойленко - vulcanarium.com/