Вторая жизнь телескопа «Кеплер»

НАСА ищет новое применение вышедшей из строя космической обсерватории, предназначенной для поиска экзопланет.

Не так давно на  «Кеплере» - космической обсерватории, предназначенной для поиска экзопланет - произошла поломка, но он еще может послужить науке. Этот уникальный космический телескоп был создан НАСА для исследования планетных систем и поиска небольших, похожих на Землю, экзопланет, он исправно функционировал в течение четырех лет. В мае 2013 отказал один из четырех гироскопов аппарата, и обсерватория потеряла способность к прецизионной ориентации. Добраться до «Кеплера» оказалось практически невозможно, поскольку он находится на отдаленной геостационарной орбите, и  специалисты НАСА обратились к научному сообществу с призывом найти телескопу какое-то другое применение.

В ответ было предложено более 40 проектов, которые он мог бы выполнить. Одни из них представляют собой усовершенствованные методы поисков экзопланет, другие лежат в совершенно иных сферах. Вот четыре наиболее интересных предложения, которые могли бы дать начало второй жизни «Кеплера».

За пределами Млечного Пути

Если телескоп «Кеплер» повернуть в сторону областей Вселенной, заполненных яркими галактиками, он может заняться поисками всепоглощающих черных дыр и обнаружением звезд, которые вскоре станут сверхновыми. С его помощью можно будет получить изображение сверхновой в момент ее рождения. Хотя телескоп не совсем исправен, «в настоящее время нет и в ближайшем будущем не предвидится создание более совершенного устройства для наблюдения за этим захватывающим зрелищем», – говорится в комментариях астрономов к проекту.

Голубые волны

Наблюдая за изменениями яркости Нептуна, которые обусловлены циркуляцией тепла внутри планеты, можно получить представление о ее строении. «Нам мало что известно о том, что представляют собой внутренние слои этой огромной голубой планеты», – говорит Марк Марли (Mark Marley), специалист НАСА из Ames Research Center.

Сотрясающиеся звезды

Звезды, как нашу планету, время от времени «трясет». Эти «звездотрясения» связаны с происходящими внутри звезды динамическими процессами и сопровождаются периодическими изменениями ее яркости. Телескоп «Кеплер» можно использовать в астросейсмологии, в частности, для наблюдения за пульсацией звезд в скоплении NGC 2244, находящемся в нашей галактике Млечный Путь. Это скопление буквально напичкано малоизученными горячими массивными звездами.

Опасные пришельцы

«Кеплер» поможет обнаруживать пролетающие вблизи нашей планеты астероиды. Многие из них настолько велики, что, столкнувшись с Землей, способны вызвать на ней огромные разрушения. До сих пор таких опасных пришельцев не удавалось обнаруживать заблаговременно. «Кеплер» может вести наблюдение за областью космического пространства, ограниченной земной орбитой – ведь мы так мало знаем о находящихся в ее пределах объектах», – говорит Кевин Стивенсон (Kevin Stivenson) из Университета Центральной Флориды.

Клара Московиц, Scientific american