15 июля в геофизическом центре РАН прошла встреча иностранных представителей ключевых научных организаций. Приехали профессор Хайде Хакман (исполнительный директор Международного совета по науке), президент КОДАТА профессор Джеффри Болтон, исполнительный директор КОДАТА доктор Саймон Ходсон и генеральный секретарь Международного союза геодезии и геофизики профессор Алик Исмаил-Заде. С нашей стороны участников делегации встречали зам.директора по науке ГЦ РАН Анатолий Александрович Соловьев, заведующая международным отделом ГЦ РАН Елена Юрьевна Фирсова и Алексей Джерменович Гвишиани, академик РАН и директор Геофизического центра.

Впереди у частников встречи участие в международной конференции «Системный анализ данных для изучения природных опасностей», которая пройдет в Сочи 18-21 июля при поддержке ФАНО.

Встреча началась с небольшой пресс-конференции и продолжилась выступлением Анатолия Александровича Соловьева, который рассказал гостям о работе ГЦ, а также о других геофизических обсерваториях, действующих на территории страны, в Украине и в Антарктике.

Обсуждали планы и ожидания от грядущей конференции. Хайде Хакман отметила, что на конференции предполагается уделить особое внимание вопросу открытых научных данных. Алик Исмаил-Заде говорил о прогрессе в области предсказания землетрясений и изменений климата. Мы накопили много данных, объяснил он, но пока не можем говорить об абсолютно точных предсказаниях — «Точно мы не можем предсказать даже погоду, что уж говорить о землетрясениях!». Только шарлатан будет утверждать, что он точно знает, когда, в какой день и час случится землетрясение.

Однако для больших отрезков времени предсказания возможны. Приоритет тут как раз в системном подходе и мониторинге — для сбора возможно большего количества данных о природе землетрясений.

Отдельно участники собрания говорили о том, как важно отслеживать и собирать данные в полярных регионах. Ученые уверены, что мы обязательно должны туда вернуться и сфокусироваться на исследованиях в этой области, в частности, в контексте изменений, связанных с глобальным потеплением, заметил Джеффри Болтон.

Он также заметил, говоря о важности сбора большого количества данных, что в 2003 первое секвенирование генома человека стоило очень дорого и занимало много времени. Сейчас же оно в десятки раз дешевле и занимает три дня. Такое ускорение рабочих процессов благодаря обмену данными он считает величайшей вещью в науке.

Одна из причин, почему арктические регионы требуют повышенного внимания —залегание метана под высоким давлением в континентальном шельфе. При повышении температуры и таянии льда метан может выйти наружу, и поскольку это парниковый газ, он может еще сильнее способствовать повышению глобальных температур.

В связи с этим Алик Исмаил-Заде вспомнил Международный полярный год, проходивший в 2007-2008 годах. Тогда эти области исследовали не только геофизики и метеорологи, но также биологи, химики и даже социологи.

Алексей Гвишиани сообщил в связи с этим, что «в Северной Сибири мы можем разместить автоматическую магнитную станцию, но не обсерваторию, т.к. нет инфраструктуры, нужно заниматься логистикой, подбором персонала и т.д.». Тем не менее, Россия вносит свою лепту в изучение северных широт. Например, в 2013 с космодрома Плесецк на ракете «Рокот» были запущены три европейских спутника для изучения магнитосферы Swarm, и сейчас они получают и обрабатывают данные с них.

«Вся Земля — сложный организм, и не только полярные регионы, но и всю Землю нужно мониторить лучше», — убежден Джеффри Болтон. Кто должен отвечать за этот мониторинг, задались вопросом участники, и после короткой дискуссии согласились, что следить за этим должны международные научные организации, не на национальном, а на интернациональном уровне. Не было противоречий и в вопросе о главном источнике трудностей для такого взаимодействия — это нескоординированная работа различных министерств и правительств. Должна быть связь не только между разными структурами внутри страны, но и между разными странами.

Российские исследователи активно вовлечены в работу проекта КОДАТА. наши ученые занимаются не только сбором, но и анализом данных. «Российские ученые не только собирают данные, но и создают методики для их анализа, делая большую и важную работу», — сказал Алик Исмаил-Заде.