Вселенная расширяется быстрее на 5-9%

К неожиданным выводам пришли ученые, анализируя многолетние данные телескопа «Хаббл» о переменных звездах в ближайших к нам галактиках.

На основе данных телескопа «Хаббл» ученые под руководством нобелевского лауреата Адама Рисса (Adam Riess) из университета Джона Гопкинса (США) пришли к выводам, что Вселенная расширяется на 5-9% быстрее, чем считалось ранее. Их статья принята к публикации в The Astrophysical Journal, некоторые детали исследования раскрывает сайт NASA.

Исследователи использовали новый подход к измерению скорости расширения Вселенной. Вместо наблюдения за далекими сверхновыми и анализа данных с зондов WMAP и Planck, они обратили внимание на переменные звезды в 18 ближайших галактиках — цефеиды. Благодаря пульсации этих звезд возможно довольно точно вычислить расстояние до них. Это и сделали ученые, а затем на основе этого посчитали значение постоянной Хаббла с погрешностью всего 2,4%. Выяснилось, что две галактики разлетаются друг от друга со скоростью около 73 километров в секунду, что заметно больше, чем было принято считать.

Авторы статьи обращают внимание, что получившиеся цифры не получится объяснить на основе принятых ныне представлений о рождении и развитии Вселенной. Возможно, придется говорить о существовании третьей «темной» субстанции — темного излучения, или же о неполноте теории относительности Эйнштейна. Достоверно объяснить полученные результаты удастся в дальнейших наблюдениях. Ну, или опровергнуть, как тоже иногда бывает.

вселенная расширение вселенной телескоп хаббл цефеиды