Ученые из Инженерной школы Пратта при Дюкском университете (США) заявляют о том, что им впервые удалось вырастить в лаборатории действующую мышечную ткань. Подробную статью об этом, вышедшую в журнале eLIFE, кратко пересказывает сайт Gizmag.

Научный коллектив под руководством ассоциированного профессора Ненада Бурсака (Nenad Bursac) и его аспирантки-постдока Лорен Мэдден (Lauran Madden) взяли в качестве исходного материала культуру человеческих клеток, уже выведенных из состояния стволовых, но ещё не ставших полноценными мышечными клетками. Эти клетки учёные поместили в силиконовый каркас, заполненный питательной средой. В результате они заполнили каркас и превратившись в полноценные мышечные клетки, расположенные друг относительно друга так же, как и в живом организме.

Из 50 мг донорских клеток биоинженеры из Дюка получили 5 г готовой ткани. Правда, дело это небыстрое, говорит Мэдден: «У нас большой опыт создания искусственных мускулов в лаборатории из клеток животных, и всё же потребовался год, чтобы отладить параметры, такие, как концентрация клеток, плотность питательной среды и структура матрицы, чтобы всё работало с человеческими клетками».

Чтобы проверить, является ли полученная мышечная ткань настоящей, исследователи воздействовали на неё электрическими импульсами и биологические активными препаратами, включая стероиды (вещества, ускоряющие рост тканей) и статины (снижающие уровень холестерина). Реакция искусственной мышцы получилась такой же, как и у настоящей. Более того, осмотр показал, что в ней даже каналы для нервов такие же, как в настоящей человеческой мышце.

По словам автора, их достижение поможет тестировать новые лекарства и биологически активные препараты, а также изучать функциональные и биохимические признаки болезней, не подвергая жизнь больных никакому риску. «Одна из наших целей — использовать этот метод, чтобы обеспечить каждому пациенту персонифицированное лечение, — говорит Бурсак. — Теперь мы сможем брать у человека образцы клеток и выращивать столько мышечной ткани, сколько нужно, чтобы подробно проверить, как лекарства будут действовать на каждого».

Отметим, что в основе лежит использование стволовых клеток, методы которого в последнее время существенно усовершенствовались. Как сообщала «Научная Россия», совсем недавно одним канадским учёным удалось найти «кнопку вкл/вкл» для ключевого гена стволовых клеток, а другим — разработать новый вид стволовых клеток F-класса, которые легко выращивать в лаборатории и программировать для превращения в клетки других тканей.