Международный коллектив ученых из Эдинбурга (Великобритания), Кливленда (США) и Вены (Австрия) под руководством Ханса Лассманна (Hans Lassmann), декана факультета нейроиммунологии Медицинского университета Вены, впервые подробно изучил развитие рассеянного склероза. Как ожидается, это открытие, о котором рассказывается в пресс-релизе австрийского университета, позволит разработать новые, более эффективные лекарства от рассеянного склероза и близких к нему болезней.

Лассманн с коллегами тщательно проанализировали развитие рассеянного склероза, начиная с его самых первых стадий и вплоть до последней. Это позволило международному коллективу учёных разрешить давний спор о том, какой процесс играет главную роль в развитии этой болезни, воспалительный или нейродегенеративный (второй заключается в разрушении нервных клеток). Оказалось, что оба этих процесса в целом вносят равный вклад. Воспалительный процесс является движущей силой на протяжении всей болезни, в то время как нейродегенеративный приобретает ключевое значение на её поздних стадиях, усиливая сам себя.

Это самоусиление происходит в результате действия трех механизмов. Во-первых, активируется микроглия — особые клетки нервной системы, которые при необходимости могут убивать другие клетки той же нервной системы. На поздних стадиях рассеянного склероза они начинают делать это неконтролируемо. Во-вторых, в нервных клетках появляется больше свободных радикалов, которые повреждают белки и липиды (жиры), из которых они состоят. Наконец, в-третьих, под ударом оказываются митохондрии — «энергетические станции» клеток. Всё это, вместе с возрастным старением мозга и накоплением в организме железа, способствует развитию рассеянного склероза в старости.

«Воспалительный процесс, который можно эффективно лечить на ранних стадиях, с возрастом становится менее выражен, в то время как влияние нейродегенеративного усиливается — говорит Лассманн. — Это объясняет, почему лекарства, которые сначала помогают пациенту, затем теряют свою эффективность».

По словам ученых, полученные ими результаты могут помочь в разработке новых, более эффективных лекарств, не только от рассеянного склероза, но и от других болезней, связанных с нейродегенеративными процессами — например, болезни Альцгеймера. Ожидается, что испытания первых таких лекарств начнётся уже в ближайшее время.

Напомним, недавно ученые из Дальневосточного федерального университета заявили о том, что они изобрели новое лекарство от болезни Альцгеймера. Сообщается, что оно аналогично тому, которое используется при сердечно-сосудистых заболеваниях для уменьшения тромбообразования. Однако состав этого уникального вещества не раскрывается и научных публикаций в реферируемых журналах обнаружить не удалось. Остается верить на слово.