Ученые Томского, Алтайского государственного университета и Ягеллонского университета (Краков, Польша) исследовали сибирские виды ковылей и расшифровали их геном. В ходе описания эволюции растений выяснилось, что пик разнообразия сибирских видов приходится на начало ледникового периода. Результаты исследования опубликованы в журнале BMC Plant Biology.

Коллектив ученых описал процесс смешения генов и образования новых видов у ковылей. Выяснилось, что в процессе эволюции происходило скрещивание пяти видов ковылей. Все они произрастают в Сибири и имеют неопушенную ость. Также была и интрогрессия – скрещивание с родительскими видами. Это объясняет схожесть морфологических характеристик у имеющихся видов.

«В исследовании мы впервые объединили морфологические и молекулярные данные в один анализ, чтобы выявить сложную структуру гибридизации между несколькими близкородственными видами ковылей, — пояснил Евгений Баяхметов, аспирант Ягеллонского университета и сотрудник НИЛ «Гербарий» ТГУ.

Для исследования было собрано 309 видов ковыля, которые растут на территории Центральной Азии и от Забайкальска до Оренбурга. Экспедиции и анализ образцов проводились более десяти лет. Результаты работы подтвердили, что такие механизмы эволюции, как гибридизация и интрогрессия, длились тысячелетиями. Также удалось определить последнего общего предка, от которого сформировались современные виды. Ученые вычислили, что это случилось около тысячи лет назад в эпоху плейстоцена.

«Мы сделали качественный молекулярный анализ образцов ковыля и получили полное подтверждение всех наших гипотез, которые были сформулированы еще на этапе изучения морфологии», — рассказала старший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории «Гербарий» ТГУ Полина Гудкова.

Источник фото: www.tsu.ru