Как передвигались динозавры?

Жизнь исполинского 90-тонного аргентинозавра (Argentinosaurus huinculensis), обитавшего когда-то в Южной Америке, была, судя по всему, во всех отношениях нелегкой: даже просто подняться на ноги могло оказаться почти непосильной задачей для столь огромного существа. Когда эти монстры вымерли, они оставили после себя ученым огромные отпечатки своих ног, а также  огромный вопрос – как такая махина вообще могла передвигаться? Ящеры-тяжеловесы должны были передвигаться с большой осторожностью, чтобы не переломать себе все кости.

«Это животное поистине было создано, чтобы проверить жизнь на прочность» – говорит Билл Селлерз, биолог из Манчестерского университета в Великобритании. Вероятно, аргентинозавр был самым тяжелым динозавром из всех, что когда-либо существовали. «Проблема этого вида связана с тем, что по мере роста любого животного его вес увеличивается более быстрыми темпами, чем идет соответствующее укрупнение и усиление мускулатуры и костей. В случае же с аргентинозавром даже обычное покачивание бедрами – при полном размахе – вполне могло приводить к перелому костей».

Билл Селлерз и его коллеги вплотную занялись изучением вопроса о том, как именно передвигались аргентинозавры. Для этого ученые используют суперкомпьютер, имитирующий локомоцию зауропод – той группы четвероногих ящеров, к которой принадлежат диплодок, бронтозавр, а также главный герой этой заметки.

Группа британских ученых использовала метод лазерной томографии для получения трехмерной модели A. huinculensis на основе его скелета – правда при этом осталось изрядное число  (всего 57)  неучтенных параметров, над которыми исследователям приходится «колдовать» вручную.  Например – какова была амплитуда движения каждого сустава, и в какой последовательности динозавр переставлял свои ноги. На следующем этапе исследователи запрограммировали суперкомпьютер таким образом, чтобы анализ протекал при различных значениях каждого из 57 параметров, и в результате нашли тот способ передвижения, который требовал от этого животного наименьших затрат энергии. Моделирование показало, что лучшим вариантом для аргентинозавра могла быть неторопливая поступь на скорости 5–7 миль в час. Именно такая манера движения, пишут Билл Селлерз и его команда в журнале PLOS One, позволяла исполинскому ящеру избежать печальных последствий своего гигантизма – при условии, что размах движения конечностей был заведомо в пределах подвижности суставов.

Интересно, что результаты описанных исследований позволили предсказать, как будут выглядеть отпечатки ног животного – и это оказалось очень похожим на его реальные ископаемые следы. «К тому же, – говорит Мэтт Боннан  из Стоктонского колледжа в  штате Калифорния, – имитационная модель хорошо согласуется и с тем, что другие ученые предположили, исходя из формы костей аргентинозавра». По мнению американского специалиста, дальнейшие исследования должны будут включить в себя также данные о строении хрящевых элементов. Последние обычно не представлены в ископаемых останках, однако ученые могут многое восстановить, опираясь на строение современных родственников динозавров – ящериц и птиц.

Еще на эту тему:
Учёные выяснили, почему у динозавров изменилась походка
Динозавры были большими, но не тяжёлыми

argentinosaurus huinculensis аргентинозавр динозавры