Учёные официально подтвердили новую форму жизни в озере Восток

Даже в «технологической» воде из скважины к подледниковому водоёму удалось обнаружить новый тип ДНК

«Подледниковое озеро Восток: обнаружен новый тип бактерий» – так озаглавлен сегодняшний пресс-релиз Арктического и Антарктического научно-исследовательского института Росгидромета (ААНИИ) от имени начальника Российской антарктической экспедиции Валерия Лукина и заведующего лабораторией крио- и астробиологии Петербургского института ядерной физики Сергея Булата. Даже в «технологической» воде, образовавшейся при бурении скважины к антарктическому водоёму, учёные смогли обнаружить неизвестный доселе вид ДНК.

Известно, что в соответствии с разработанной методикой экологически чистого отбора проб воды из поверхностного слоя подледникового озера, предполагалось отобрать керн «свежезамороженного» льда, образовавшегося из воды озера, поднявшейся вверх по стволу скважины. Образцы такого льда должны прибыть в Петербург в мае нынешнего года на научно-экспедиционном судне «Академик Фёдоров». Вместе с тем многолетние исследования ледяного керна из скважины на станции Восток позволили создать прекрасную технологию деконтаминации ледяного керна от загрязняющего влияния заливочной жидкости и человеческого воздействия.

«Отечественные учёные не намеревались томиться в ожидании получения этих образцов «свежезамороженного» льда и поэтому предприняли огромные усилия для изучения технологических образцов воды, поднятой на поверхность буровым снарядом в феврале 2012 г. и доставленной в Санкт-Петербург в конце мая 2012 г. (…)В результате в конце февраля – начале марта 2013 г. были получены новые данные, всесторонний анализ которых позволил выявить одну группу бактерий – один филотип или вид (7 клонов, 3 аллельных варианта), которая прошла все контроли на контаминацию. Используя мировые базы данных типа GenBank, данный филотип не удалось не только идентифицировать на уровне вида-рода-семейства (сходство по ДНК последовательности с известными таксонами оказалось менее 86%), но и классифицировать путем филогенетического анализа на уровне филума (крупного раздела Царства Бактерии)», – говорится в пресс-релизе ААНИИ.

Учёные отмечают, что более чистые образцы воды озера Восток позволят не только подтвердить данную находку, но также, возможно, выявить другие неизвестные формы микроорганизмов, приспособленные к экстремальным, в том числе внеземным условиям. Ведь антарктическое озеро является единственным в своем роде аналогом подлёдных океанов на ледовых спутниках Юпитера (Европа, Ганимед, Каллисто) или Сатурна (Энцелад).

Источник: www.aari.nw.ru