0 комментариев 829

Восстановление клеток спинного мозга внутри живого организма возможно

Сотрудники СПбГУ вместе с зарубежными коллегами выяснили, что внутри живого организма млекопитающего возможно создание клеток ЦНС, которые восстановят поврежденный спинной мозг. Исследование описано в научном журнале Science.

Сотрудники СПбГУ вместе с учеными из Каролинского института в Швеции выяснили, что внутри живого организма млекопитающего возможно создание клеток ЦНС, которые будут восстанавливать поврежденный спинной мозг. Исследование описано в престижном научном журнале Science

Естественного восстановления нервных клеток, нейрогенеза, достаточно для выполнения обычных функций ЦНС, но этого не хватает для восстановления поврежденного спинного мозга. После травмы спинного мозга в нервной ткани появляется «глиальный» рубец, что приводит к невозможности возвращения функций органа в полном объеме. Ученые выяснили, что клетки выстилки центрального канала спинного мозга можно трансформировать в олигодендроциты, которые формируют «изоляционный материал» вокруг аксонов нервных клеток.

Исследователи провели эксперименты на мышах при помощи трансгенных технологий. Эксперимент показал, что при разных травмах спинного мозга мышам можно управляемо запустить процесс образования полноценных олигодендроцитов, которые будут выполнять свои функции по миелинизации аксонов нервных клеток поврежденной ткани. Олигодендроциты оборачивают свои отростки вокруг аксонов нервных клеток и формируют «изоляционный материал». Он способствует быстрому распространению нервных импульсов в центральной нервной системе. В эпендимальных клетках искусственно вызывали появление особенного белка, который в норме управляет программой формирования специфических свойств (дифференцировки) клеток олигодендроцитов в ЦНС в эмбриональном развитии.

Один из авторов статьи, заведующий лабораторией биологии синапсов Института трансляционной биомедицины, профессор СПбГУ и Каролинского института Олег Шупляков отметил, что процессы восстановления в нервной системе человека ограничены. «Мы знаем, что такими способностями от природы обладают примитивные позвоночные, например саламандры, но не человек», - подчеркнул он. Проведенное исследование может помочь в будущем полностью восстанавливать повреждения в центральной нервной системе у людей.

Фото: https://miramedik.ru/mrt-tsentralnoj-nervnoj-sistemy