Материалы портала «Научная Россия»

60% исследований по психологии не выдерживают проверки на воспроизводимость результатов

60% исследований по психологии не выдерживают проверки на воспроизводимость результатов
К такому выводу пришла большая группа ученых после того, как повторно провела сто психологических экспериментов, результаты которых были опубликованы в последние годы.

Почти три сотни ученых-психологов под руководством Брайана Носека (Brian Nosek) из Университета Вирджинии (США) повторно провели исследования, о которых докладывалось в 98 научных статьях по психологии. И лишь примерно в 40% случаях удалось получить те же результаты, что в оригинальном исследовании, рассказывают ученые в статье в журнале Science.

Они работали совместно с авторами оригинальных статей, чтобы в точности воспроизвести условия экспериментов. Были использованы исследования, результаты которых описаны в 2008 году в трех ведущих психологических журналах: Psychological Science, Journal of Personality and Social Psychology, Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition. Темы исследований касались базовых психологических категорий: память, мышление, восприятие, коммуникация и так далее.

Исследование показало, чем сильнее была статистическая база в эксперименте, тем более вероятно было, что его результаты окажутся воспроизводимыми. Также — что логично — чаще удавалось подтвердить те результаты, которые не казались на первый взгляд удивительными или неожиданными.

Объяснений тому, что результат не удалось воспроизвести, может быть несколько. Первое и самое очевидное состоит в том, что он попросту неверен. Но это необязательно так: возможно, и повторное исследование неверно. Может быть и так, что и противоречащие выводы двух исследований верны, поскольку существует разница в условиях проведения, незамеченная учеными. Но так или иначе, большую часть выводов психологических исследований никак нельзя признать окончательными и достоверными. Во всех этих случаях, как часто пишут сами ученые, требуются дополнительные исследования.

воспроизводимость результатов психологические исследования психологические эксперименты

Назад

Социальные сети

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Информация предоставлена Информационным агентством "Научная Россия". Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС77-62580, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 31 июля 2015 года.