Раскрыт секрет мощных вулканических извержений

Вулканизм возникает вследствие смешения магмы из верхних и нижних слоёв

Британские вулканологи из университета Саутгемптона разгадали секрет мощных вулканических извержений. Данные анализа пород, образовавшихся в районе кальдеры Лас-Канадас на острове Тенерифе, свидетельствуют о том, что катастрофические извержения возникают за счёт смешения магмы из верхних и нижних слоёв земной мантии.

Мантия – это часть Земли, расположенная под корой. Она состоит из расплавленных горячих горных пород, которые называют магмой. Если в коре возникают трещины или слишком тонкие места, то магма прорывается наружу – так и образуются вулканы. Исследовав породы, возникшие при застывания лавы вулкана Лас-Канадас, учёные обнаружили, что непосредственно перед извержением в его магматическом очаге содержались пузырьки, состоявшие из кристаллических зёрен.

«Эти пузырьки особенные, так как непосредственно перед отвердеванием они были вырваны из магматического очага. Они были мягкие и пористые, как комочки мокрого песка. Кольца кристаллов в них образовались совсем из другой магмы, и это указывает на то, что прямо перед извержением там произошло большое смешение пород. Смешение более молодой и горячей магмы с более старой и менее нагретой – вот что, судя по всему, стоит за любым взрывообразным извержением», – говорит профессор геологии и океанологии Саутгемптонского университета Рекс Тейлор (Rex Taylor). Его слова приводит агентство Fars.

По словам другого автора исследования, Тома Джернона (Tom Gernon), присутствие подобных пористых камней в обломочных вулканических отложениях свидетельствует ещё и о том, что во время таких сильных извержений очаг вулкана полностью опустошается, а затем как бы складывается, вследствие чего на поверхности Земли образуется кальдера.

«Наши результаты могут оказаться чрезвычайно ценными для последующей оценки и прогнозирования рисков. Масштаб описанных нами извержений таков, что они способны произвести опустошение на густонаселённом острове Тенерифе и нанести ущерб экономике всего европейского сообщества», – говорит Джернон.

вулканы геология стихийные бедствия