В поисках экзопланет ученые из США смоделировали расположение зон обитаемости — где есть условия для поддержания жизни — вокруг старых звезд и оценили срок, который отпущен этой «жизнеспособности». Исследователи опубликовали результаты работы в статье «Habitable Zones of Post-Main Sequence Stars» в Astrophysical Journal, сообщает пресс-служба Корнелльского университета.

Зоны обитаемости звезды — это пояс в ее окрестностях, где могут существовать обитаемые планеты. Такие зоны обитаемости есть в Солнечной системе сейчас, там расположена наша планета, и даже когда наше светило превратится в красного гиганта и сожжет Землю, зоны обитаемости сохранятся. А как обстоят дела в других звездных системах? Это и решили выяснить сотрудники Корнелльского института имени Карла Сагана Рамзес Рамирез (Ramses M. Ramirez) и Лиза Калтенеддер (Lisa Kaltenegger).

Обычно в поисках экзопланет астрономы наблюдают окрестности звезд среднего возраста, как наше Солнце. Но для поиска зон обитаемости нужно рассматривать окрестности звезд всех возрастов, полагают авторы исследования. В зависимости от массы своей звезды, планеты и их спутники находятся в этой зоне обитаемости красного гиганта до 9 млрд лет. К примеру, Земля находится в зоне обитаемости Солнечной системы уже 4,5 млрд лет. Однако через несколько млрд лет наше Солнце станет красным гигантом, поглотит Меркурий и Венеру, испепелит Землю и Марс, и согреет удаленные Юпитер, Сатурн и Нептун и их луны, которые окажутся в новой зоне обитаемости.

В окрестностях звезд старше нашего Солнца такие планеты, где климат смягчился, остаются теплыми примерно полмиллиарда лет, что не так уж мало для цивилизации, которая будет искать новый дом взамен сгоревшего из-за действия красного гиганта.

Результаты исследования дают надежду и тем, кто ищет братьев по разуму в далеком космосе. Ведь планеты в зонах обитаемости в окрестностях небольших красных солнц имеют в запасе 9 млрд лет, а значит, имеют все шансы стать обитаемыми.