VLT помог получить рекордный прямой снимок экзопланеты

Планета, вращающаяся вокруг молодой звезды HD 95086 – наименее массивная из всех экзопланет, заснятых напрямую с Земли

С помощью Сверхбольшого телескопа Европейской южной обсерватории (VLT ESO) получено изображение слабосветящегося объекта, движущегося вокруг яркой звезды. При оценке массы этой планеты в четыре-пять масс Юпитера она оказывается наименее массивной из всех планет вне Солнечной системы, для которых получены прямые снимки. Это открытие вносит важный вклад в понимание процессов образования и эволюции планетных систем, подчёркивают в пресс-службе обсерватории.

Несмотря на то, что косвенными методами уже обнаружена почти тысяча экзопланет – преимущественно благодаря измерениям лучевых скоростей или наблюдениям покрытий звёзд планетами (транзитов), – и ещё больше предполагаемых объектов ждут подтверждения своего статуса, всего какая-то дюжина внесолнечных планет наблюдалась напрямую с Земли.

«Получение прямых снимков планет – крайне трудная задача, решение которой требует применения самых совершенных инструментов, наземных или космических. Пока прямо наблюдалось всего несколько планет, и поэтому каждое новое такое наблюдение означает важную веху на пути к пониманию природы гигантских планет и механизма их образования», – говорит Жюльен Рамо (Julien Rameau) из Института планетологии и астрофизики в Гренобле (Франция), первый автор статьи, в которой объявлено об открытии.

На полученных кадрах вероятная планета выглядит слабой, но отчётливой точкой вблизи звезды HD 95086. Более поздние наблюдения подтвердили, что новый объект, обозначенный HD 95086 b, медленно смещается относительно звезды, то есть движется по орбите вокруг неё. HD 95086 немного больше Солнца и окружена газопылевым диском, из которого, вероятно, и образовалась планета. Вся система лежит от нас на расстоянии около 300 световых лет. Дистанция между планетой и светилом примерно вдвое превышает расстояние от Солнца до Нептуна и в 56 раз – до Земли.

«Из яркости материнской звезды мы получаем оценку температуры поверхности HD 95086 b примерно в 700 градусов Кельвина (427°С – ред.). Это достаточно невысокая температура для того, чтобы в атмосфере планеты мог существовать водяной пар и, возможно, метан. Найденная планета – великолепный объект для изучения с новым приёмником SPHERE, который должен быть установлен на VLT. Возможно, с этим инструментом в системе удастся обнаружить и внутренние планеты – если, конечно, они там есть», – заключает ещё один член исследовательской группы Гаэль Шовен (Gaël Chauvin).

европейская южная обсерватория рекорды экзопланеты