Владислав Шевченко: «Нужно добывать внеземные полезные ископаемые»

Луна - единственный постоянный спутник Земли и единственное небесное тело, на которое смог ступить человек. Она на протяжении веков…

Владислав Шевченко, доктор физико-математических наук, заведующий отделом исследований Луны и планет в институте им. П.К. Штернберга МГУ им. М.В. Ломоносова:

«Ресурсы Земли истощаются. Нужны проекты по добыче внеземных полезных ископаемых!»

Луна - единственный постоянный спутник Земли и  единственное небесное тело, на которое смог ступить человек. Она на протяжении веков привлекает астрономов, физиков и других ученых. Луна – источник множества полезных ископаемых. Например,  Гелия 3. Ученые из США уже подсчитали, что его запасы на Луне способны обеспечить жителей Земли энергией на пять тысяч лет вперед. Почему внеземные природные ископаемые для нас так важны, и есть ли будущее у проектов по добыче Гелия 3? Об этом рассказывает доктор физико-математических наук Владислав Шевченко.

«Ресурсы Земли, так или иначе, истощаются, и если мы говорим о каких-то  редких металлах, они очень быстро истощаются. С другой стороны, даже если нефть и уголь еще сохраняются, то вот их  утилизация, то есть сжигание углеводорода, оно приводит к тому, что земная среда перегревается. Это с одной стороны. С другой стороны появляются так называемые парниковые газы, которые создают парниковый эффект, то есть когда тепло через облака, через атмосферу проникает внутрь, нагревает земную поверхность. Дальше земная поверхность по обычным правилам должна излучать это тепло в космическое пространство, и все идет нормально. Но при наличии парниковых газов в атмосфере это тепло не уходит, оно отражается опять вовнутрь и что мы имеем?  Мы имеем другой вариант Венеры!  А на Венере, как известно, парниковый эффект создал температуру 600 градусов. Вот это, конечно, не близкое будущее Земли, но, тем не менее. Даже климатологи уже об этом говорят. Раньше только астрономы говорили, что что-то не так с планетой, сейчас начинают говорить и климатологи.  Посудите сами, у нас жаркое лето, потом холодное лето,  много наводнений, климатические явления выходят за пределы общего порядка…»

«Начало, самое начало моего знакомства с Гелием 3 было положено разговорами с Игорем Николаевич Головиным, а Игорь Николаевич Головин – это правая рука в свое время Курчатова, который понимал, что такое ядерная энергетика. Он считает, что Гелий 3 - будущее ядерное горючее для Земли. Сейчас современные физики, с которыми я общался, они очень скептически настроены, потому что вся эта реакция синтеза  имеет очень критические условия. Там очень высокие температуры, там миллионы градусов, которые мы то ли можем обеспечить, то ли не можем обеспечить. Но моя точка зрения такая, что нужно работать. Вот американцы работают в пяти университетах, у них эти установки работают, не смотря ни на что. В Японии пять установок работает, не смотря на всякий скепсис, поэтому они двигаются, может они придут в тупик, я не могу сказать, но они двигаются, у нас это проблема. Обсудили в узком кругу и решили, что не надо ей заниматься, все равно ничего не выйдет».

владислав шевченко внеземные полезные ископаемые парниковый эффект ресурсы земли