День рождения Владимира Фортова: желаем капитану РАН новых побед

Портал Научная Россия поздравляет президента РАН Владимира Евгеньевича Фортова с днем рождения и желает в следующие двенадцать месяцев много радостных новостей, заметных успехов и прекрасных идей!

У Владимира Евгеньевича Фортова — выдающегося физика и организатора науки, академика РАН, лауреата Государственных премий, наконец, доктора физико-математических наук и профессора — сегодня день рождения.

За спиной академика — насыщенная научная жизнь. Научные интересы Владимира Фортова в основновном сосредоточены в области физики мощных ударных волн в плотной плазме и экстремального состояния вещества. В мировой науке юбиляр известен и как создатель и руководитель нового научного направления — динамической физики неидеальной плазмы. Свой вклад он внес и в развитие космической физики, в частности, работами по созданию научных основ защиты космического аппарата при реализации международного проекта «Вега» — изучению кометы Галлея, по моделированию процесса и исследованию последствий столкновения кометы Шумейкеров — Леви 9 с Юпитером.

Сейчас под руководством В. Е. Фортова на Международной космической станции (МКС) проходит цикл экспериментов по исследованию формирования квазикристаллических упорядоченных структур в плазме, в том числе уникальный космический эксперимент «Плазменный кристалл» (он был начат еще на орбитальном комплексе «Мир» в 1998 году). Помимо руководства РАН и научных штудий, Владимир Фортов успевает еще преподавать в МФТИ и Высшей школе физики, возглавлять несколько ведущих научных и научно-популярных изданий: «Теплофизика высоких температур», «В мире науки», «Доклады Академии наук» и «Вестник Российской академии наук».

Прошедший год был не самым простым для российской науки. В разгаре реформа Российской Академии наук, с присущими большинству российских реформ проблемами, начиная с неопределенного целеполагания: настолько, что не только научные сотрудники, но даже Совет по науке при Министерстве образования и науки РФ не совсем понимает смысл происходящего. Тем не менее, Владимир Евгеньевич Фортов сумел провести корабль РАН по бурному морю российского реформаторства с минимально возможными потерями, и даже сумел одержать ряд важных побед, в частности, добиться продления моратория на операции с имуществом РАН. С самого начала реформы высказывались опасения, что одной из целей перемен было отчуждение недвижимого имущества Академии. И поскольку, как стало недавно известно, финансирование институтов РАН в 2015 году не будет сокращено, несмотря на состояние экономики, будем надеяться, что российские ученые и дальше смогут продолжать плодотворную работу.

Мы благодарим Владимира Евгеньевича за поддержку, очень ценим его вдохновение и руководство, и с большим удовольствием поздравляем с днем рождения и желаем в следующие двенадцать месяцев много радостных новостей, заметных успехов и прекрасных идей!

академик ран владимир евгеньевич фортов российская академия наук