0 комментариев 1137

Владимир Евгеньевич, с днем рождения!

У Владимира Евгеньевича Фортова — выдающегося физика и организатора науки, академика РАН, лауреата Государственных премий, доктора физико-математических наук и профессора — сегодня день рождения!

Дорогой Владимир Евгеньевич!

От всей души поздравляем Вас с днем рождения! Желаем Вам крепкого здоровья, бодрости духа, творческих успехов, исполнения всех планов, долгих и счастливых лет жизни!

С огромным уважением относимся к Вам как выдающемуся ученому и организатору науки, глубоко порядочному, интеллигентному человеку. Учимся у Вас принципиальности и смелости в отстаивании своей точки зрения. Нам выпала честь быть в Вашей команде, когда Вы на посту президента Российской академии наук боролись за ее сохранение. Мы всегда будем помнить об этом уроке мужества.

Искренне Ваши

Светлана Попова, руководитель Управления информационной политики РАН, пресс-секретарь президента РАН,

команда журнала «В мире науки»

и портала «Научная Россия»

Владимир Фортов – всемирно известный ученый, внесший весомый вклад в развитие физики высоких плотностей энергии, неидеальной плазмы, физики и механики ударных и детонационных волн.
Им были разработаны генераторы мощных ударных волн и экспериментальные методы изучения физических свойств вещества в экстремальных условиях. Предложен ряд применений электронных и ионных пучков и мягкого рентгеновского излучения для решения специальных задач (1980-е гг.).
Ученым проведены пионерские экспериментальные исследования структурных и динамических свойств плазменно-пылевых кристаллов.

В 1998 г. на борту российской космической станции "Мир" впервые были выполнены эксперименты по кристаллической плазме в условиях микрогравитации (проекты "Плазменный кристалл-1, -2"), а с 2001 г. на Международной космической станции проводится эксперимент "Плазменный кристалл-3" (совместно с Германией).

Свой вклад Владимир Евгеньевич внес и в развитие космической физики, в частности, работами по созданию научных основ защиты космического аппарата при реализации международного проекта «Вега» — изучению кометы Галлея, по моделированию процесса и исследованию последствий столкновения кометы Шумейкеров — Леви 9 с Юпитером.

Аналогичная работа была выполнена в 2005 г. в рамках проекта Deep Impact ("Дип импэкт") по контролируемому столкновению одноименного космического аппарата с кометой Темпеля.

За спиной Владимира Фортова — насыщенная научная и общественная жизнь. Академик был членом Военно-промышленной комиссии РФ (сентябрь 2014 г. – сентябрь 2017 г.),  а также главным редактором четырех российских журналов: "Теплофизика высоких температур" (с 2002 г.), "В мире науки" и издания "Энциклопедия низкотемпературной плазмы" (с 2000 г.).

В числе научных достижений ученого –  более 900 опубликованных научных работ и 30 монографий, из них многие переведены на иностранные языки. Среди них "Неидеальная плазма" (1994), "Термодинамика и транспорт в неидеальной плазме" (2002; в соавторстве), "Экстремальные состояния вещества на Земле и в космосе" (2008) и другие важные работы.

В 2013-2017 гг. Владимир Фортов с честью руководил работой Российской академии наук, был ее президентом и сейчас остается членом президиума РАН.

Помимо общественного и научного признания, Владимир Евгеньевич, благодаря своей активной жизненной позиции и жизнелюбию добился значительных результатов в разных видах спорта. В копилке академика многочисленные награды – мастер спорта по баскетболу и парусному спорту, кандидат в мастера спорта по шахматам.

В составе международных научных экспедиций ученый достиг Северного и Южного полюсов, погружался на глубоководном аппарате «Мир» на дно озера Байкал.

Кроме того, Владимир Евгеньевич уважаемый и почетный член 11 университетов (пяти российских и шести зарубежных) – Физико-технического института им. А.Ф. Иоффе РАН (Санкт-Петербург, 1997), Томского государственного университета (2012), почетный профессор Университета Бен-Гуриона (Израиль, 2009), почетный доктор Политехнического университета Валенсии (Испания, 2016). В 2016 г. совет руководителей Международного института прикладного системного анализа (ИИАСА, Австрия) присудил российскому физику звание "Выдающийся приглашенный ученый" ИИАСА. В своем родном городе – Ногинске – достижения Фортова также отмечены на высшем уровне. В 1999 году академик становится почетным гражданином Ногинска.

А в 2019 году академик Владимир Фортов стал почетным доктором университета Чубу (Япония).

Тема: "Наука на земле и в Космосе", программа "Очевидное-невероятное", эфир 19.09.2009