Официально:

Владимир Иванович Даль. 10 (22) ноября 1801 – 22 сентября (4 октября) 1872. Русский  ученый и лексикограф, составитель «Толкового словоря живого великорусского языка». Почетный академик Санкт-Петербургской Академии наук.

 

Неофициально:

1. Русский философ, сподвижник Петра Великого Феофан Прокопович в свое время утверждал, что осужденных на мучения не следует ссылать ни на заводы, ни в рудники. Есть труд пострашнее: «…всех мук роды сей един труд в себе имеет». Феофан Прокопович говорил о создании словаря, и под этими словами вполне мог подписаться Владимир Иванович Даль, отбывший на этой каторге пятьдесят три года.

 

2. Старший сын обрусевшего датчанина и немки, он родился в 1801 году в местечке Луганский завод, что ныне прозывается Луганском. В ту пору это было Екатеринославское наместничество, где Йохан Кристиан вон Даль, ставший в России Иваном Матвеевичем служил лекарем горного ведомства. Прежде чем выучиться на доктора в Иене, полиглот Иван Даль послужил придворным библиотекарем при Екатерине Великой. Забавный поворот судьбы: Иван Даль прошел путь от лингвиста до доктора, а его сын – дорогу в обратном направлении.

 

3. В 1814 году Ивану Далю пожаловали дворянство, и дети старшего лекаря Черноморского флота получили право обучаться в Морском кадетском корпусе за казенный счет.

 

4. В 1817 году во время учебного плавания кадет Даль посетил родину предков. Позже он вспоминал: «Когда я плыл к берегам Дании, меня сильно занимало то, что увижу я отечество моих предков, моё отечество. Ступив на берег Дании, я на первых же порах окончательно убедился, что отечество моё Россия, что нет у меня ничего общего с отчизною моих предков».

 

5. Морская служба на Черном, а потом Балтийском море Даля не увлекла. К тому же ее омрачил скандал: Даля заподозрили в сочинении эпиграммы на главнокомандующего Черноморским флотом Грейга, и молодой офицер более полугода провел под арестом. Суд Даля оправдал, но служить в Николаеве он больше не захотел и попросил перевода в Кронштадт.

 

6. В результате Владимир Даль все же оставил службу на флоте и в 1826 году поступил на медицинский факультет Дерптского университета.

 

7. В 1928 году учебу пришлось прервать. Началась русско-турецкая война, и в армии потребовались врачи. Как писал в «Воспоминаниях о Владимире Ивановиче Дале» П.И. Мельников-Печерский, Даль «с честью выдержал экзамен на доктора не только медицины, но и хирургии».

 

8. Диссертация Владимира Даля называлась «Об успешном методе трепанации черепа и о скрытом изъязвлении почек».

 

9. Врач Даль принимал участие в русско-турецкой войне и в войне с Польшей.

 

10. Все тот же Мельников-Печерский писал, Даль «… приобрёл известность замечательного хирурга, особенно же окулиста. Он сделал на своём веку более сорока одних операций снятия катаракты, и всё вполне успешно. Замечательно, что у него левая рука была развита настолько же, как и правая. Он мог левою рукой и писать и делать всё, что угодно, как правою. Такая счастливая способность особенно пригодна была для него, как оператора. Самые знаменитые в Петербурге операторы приглашали Даля в тех случаях, когда операцию можно было сделать ловчее и удобнее левою рукой».

 

11. Владимир Даль увлекался гомеопатией. Он написал и опубликовал в 1838 году в «Современнике» одну из первых статей о гомеопатии.

 

12. Доктор Даль сидел у постели смертельно раненого Пушкина. Известно, что великий поэт спросил у Владимира Ивановича: «Скажи мне правду, скоро ли я умру?» И Даль ответил профессионально: «Мы за тебя надеемся, право, надеемся, не отчаивайся и ты».

 

13. В «Воспоминаниях о Пушкине» Даль писал: «Мне достался от вдовы Пушкина дорогой подарок: перстень его с изумрудом, который он всегда носил последнее время и называл –  не знаю почему – талисманом; досталась от В.А.Жуковского последняя одежда Пушкина, после которой одели его, только чтобы положить в гроб. Это чёрный сюртук с небольшою, в ноготок, дырочкою против правого паха. Над этим можно призадуматься».

 

14. Ученый Даль –  автор множества медицинских сочинений и учебников «Ботаника» и «Зоология». За собрание коллекций по флоре и фауне в 1838 году Владимира Даля избрали членом-корреспондентом Санкт-Петербургской Академии наук по отделению естественных наук.

 

15. «Во всю жизнь свою я искал случая поездить по Руси, знакомился с бытом народа, почитая народ за ядро и корень», – писал Даль. Судьба предоставила ему возможность познакомиться с Российской империей. Восемь лет Даль служил чиновником особых поручений при Оренбургском военном губернаторе В.А. Перовском, участвовал в Хивинском походе 1839-1840 года, в 1849-1859 годах служил управляющим нижегородской удельной конторой, а после отставки поселился в Москве.

 

16. Свои сочинения – повести и рассказы –  Даль подписывал псевдонимом «Казак Луганский» – увековечил малую родину. Но рассказы «Матросские досуги» и «Солдатские досуги», повести  «Цыганка», «Бедовик» и «Павел Алексеевич Игривый», а также остальные повести и рассказы общим числом почти в полторы сотни широкой публике неизвестны. Абсолютное большинство наших соотечественников считает, что Владимир Даль создал одну единственную книгу –  знаменитый словарь Даля. Ну максимум две: еще «Пословицы русского народа».

 

17. Работа над «Словарем» началась  в далекой юности, когда  восемнадцатилетний мичман, выпущенный из корпуса, направлялся в Николаев к месту службы. В пути он  услышал от ямщика неизвестное ему доселе словцо «замолаживает». Оказалось, что тот имел в виду, что становится пасмурно, небо заволакивают тучи. Юный моряк занес новое слово в тетрадку. С тех пор тетрадка полнилась каждый день.

 

18. Особенно плодотворной была восьмилетняя служба в Оренбургской губернии – там  ему довелось много поездить и послушать говор людей из самых дальних уголков России, а еще башкир, калмыков, татар.

 

19. С годами Владимир Даль  научился  определять происхождение говорящего с ним человека по его диалекту начиная от губернии и, иногда, вплоть до города или села – точно как профессор Хиггинс в пьесе Бернарда Шоу «Пигмалион».

 

20. За полвека  Даль  записал, обработал и снабдил комментариями и примерами около двух сотен тысяч слов! «Пришла пора подорожить народным языком и выработать из него язык образованный», – писал он.

 

21. В книгу «Пословицы русского народа» Даль собрал 37000 пословиц. Судьба книги не была легкой: в 1853 году цензура запретила печатать сборник. И только в 1862 году книга увидела свет. «Пословица не судима»  – так откомментировал Даль цензурный запрет.

 

22. Владимир Иванович Даль был дважды женат и имел пятерых детей.

 

23. Даль знал не меньше двенадцати языков, понимал тюркские языки и считается одним из первых русских тюркологов.

 

24. «Наш Магеллан переплывший русский язык от А до Я» – так назвал Владимира Даля  писатель Андрей Битов.