Английский археолог Стив Эшби (Steve Ashby) изучил мотивы, которые могли побуждать викингов отправляться в дальние путешествия — оказалось, что дело не только в грабеже как таковом, но и шансе показать себя, повысить свой престиж. Свои выводы он изложил в журнале Archaeological Dialogues.

Стив Эшби — археолог из Йоркского университета, а значит, он работает в городе, который являлся одним из важнейших пунктов викингской экспансии в Англию. Йорвик, как тогда назывался Йорк, процветал при викингах, которые начали просто с грабительских рейдов, разорявших берега Англии, Франции, Италии, а затем постепенно начали осваивать новые территории. Почему такое огромное количество людей из скандинавских стран отправлялись в далекие морские походы? Этот вопрос давно интересует ученых.

Говорилось о том, что бедный Скандинавский полуостров не мог прокормить излишнее население, и молодые люди были просто вынуждены покидать его. Ученые обращали внимание и на то, что по скандинавским поверьям, человек, умерший в своей постели, отправляется после смерти в мрачный, темный и холодный Хель, а души тех, кто умер в бою, девы валькирии уносят в Валгаллу — дворец Одина — где они вечно пируют вместе с богом. Бывало, что старые воины специально просились в поход, чтобы умереть так, как подобает.

В то же время, напрашивалась мысль о том, что скандинавов привлекали богатые страны и города, где можно было получить огромную добычу. Экономическая подоплека походов викингов кажется само собой разумеющейся.

В то же время уже давно было отмечено, что викинги часто не знали, что делать с таким количеством драгоценных металлов. Огромное количество викингских кладов, которые находят по всему миру, говорит не только об объемах их грабежей, но и о том, что они рассматривали золото и серебро прежде всего как сокровище, которое не надо было тратить. Драгоценные металлы обладали для них магическими свойствами, они приносили удачу. Именно поэтому конунг был обязан делиться добычей со своими людьми — таким образом они приобщались к его удаче. Поэтому же клады закапывали, а иногда даже топили в болоте — золото и серебро, спрятанные глубоко под землей, никто не сможет отнять, а значит, не сможет и забрать удачу.

«Тяга к неизведанному, экзотическому, миру за горизонтом была важным фактором, — объяснил доктор Ашби. — Классическая антропология показала, что таинственность неизвестного имеет большую силу, что ее часто использовали вожди и прочие влиятельные персоны, чтобы укрепить свою власть. Нетрудно представить, как этот механизм работал в эпоху викингов.»

Стив Эшби подчеркивает, что викингов интересовало не только богатство, но и возможность увидеть нечно новое и незнакомое, а также престиж, который можно было получить, охотясь за ним. Отправляясь в поход, викинги могли продемонстрировать свою силу и ловкость, заслужить всеобщее уважение.

«Привлекательность похода заключалась не только в добыче, — сказал ученый. — Дело было еще и в приобретении и сохранении власти и силы через магию путешествия и совершение героических деяний. Это вносит важную поправку в исторические модели, фокусирующиеся на стремлении к получение перемещаемого богатства [т.е. драгоценностей и проч. — Прим. ред]. Процесс приобретения серебра был не менее важен, чем само серебро.»