Ученые ДВО РАН создали гидрогели для культивирования клеток, установили пути миграции сапсанов и запустили в работу новые научно-исследовательские суда. Об этом сообщил  вице-президент РАН Валентин Иванович Сергиенко.

Согласно докладу, учеными разработаны чувствительные гидрогели, которые помогут в инкапсулировании и высвобождении лекарственных средств, 3D-печати и культивировании клеток. Также обнаружен ген, кодирующий фермент фукоидан эндо-сульфатазу, производные которого позволяют бороться с раковыми заболеваниями.

Впервые было установлено, что сигаретный дым снижает работу защитной функции иммунной системы, поскольку макрофаги хуже производят хемокин — важнейший компонент в борьбе с вирусами.

С помощью спутниковых наблюдений прослежены пути миграции 56 особей сапсана, на перемещения которых влияет глобальное потепление. По словам В.И. Сергиенко, климатические изменения сократят ареалы размножения сапсанов в евразийской Арктике. А на севере Сибири реконструирована популяционная динамика исчезновения шерстистого мамонта на основе радиоуглеродной геохронологии и палеогенетики.

В районе Корейского залива, залива Петра Великого и западного побережья острова Хоккайдо определены зоны генерации колебаний «голоса моря», зависящие от ветровых характеристик атмосферы. Исследование проведено с применением береговых лазерных деформографов.

В течение 2021 г. ученые Дальневосточного отделения РАН провели более 15 морских экспедиционных исследований общей численностью 362 судосуток. Однако, по мнению В.И. Сергиенко, этого недостаточно.

«Очень медленно растут работы морских экспедиционных работ в Дальневосточном отделении, при том, что исследования мирового океана — это одна из главных задач ДВО, на которое ориентированы более 15 наших институтов», — отметил В.И. Сергиенко.

Вице-президент РАН сообщил, что были введены в строй недавно заложенные научно-исследовательские суда, которые должны увеличить количество исследований.