Подснежники на Воробьевых

В Ботаническом саду МГУ на Воробьевых горах цветут поля первоцветов

Каждый, кому доводилось гулять в первые по-настоящему теплые весенние дни по Воробьевым горам в окрестностях Главного здания МГУ, наверняка помнит удивительное зрелище: сплошные поля первых весенних цветов в Ботаническом саду. Люди перестают спешить, останавливаются у его ограды, подолгу смотрят на это чудо, фотографируют, приходят вновь.

Ботанический сад – около 30 гектаров – это настоящая гордость Московского Университета. Сад на Воробьевых горах – это «новая» территория» . Старый исторический университетский ботанический сад – «Аптекарский огород» находится далеко отсюда в самом центре Москвы и теперь считается филиалом. «Новая» территория Ботанического сада существует уже более 60 лет, он был заложен после того, как биологический факультет МГУ переселился с Моховой улицы в новое здание на Воробьевых горах. Сюда на протяжении всех этих лет свозили самые удивительные растения, собиравшиеся в дальних экспедициях. Здесь ведутся исследования ботаников и селекционеров, поддерживается уникальный комплекс экспозиции, которую можно посетить и полюбоваться.

Ранней весной, когда только-только сходит снег, из-под земли появляются растения-эфемероиды. Мы называем их первоцветами или подснежниками. Весь их жизненный цикл происходит очень быстро – цветы рано появляются и отцветают за две-три недели, быстро созревают плоды, семена, и через несколько недель следов подснежников уже не найти до следующей весны. У многих из них надземная часть растения полностью отмирает вскоре после цветения. Однако в почве остаются жить подземные органы - луковицы, клубни или корневища, накопившие за период  вегетации запас питательных веществ, они хранят его до следующей весны. И именно этот запас позволяет подснежникам вновь расцвести на следующий год, едва появившись из-под снега.

Подснежник белоснежный или галянтус знают без исключения все. Это невысокое красивое луковичное растение первым оживает в садах после зимы. Сначала подснежник выпускает пару  листьев, а вскоре зацветает нежными белыми колокольчиками. Им не страшны ни снег, ни весенние заморозки. Род объединяет около 18 видов, распространенных в природе Средней и Южной Европы, Крыма, Кавказа и Малой Азии. Больше всего подснежников, около 16 видов, встречается на Кавказе.

Кандык сибирский – из семейства Лилейных, его родина – горы Средней Азии, Монголии и Южной Сибири, где он растет в мелколиственных и хвойных лесах, на лесных полянах и горных лугах. Растение очень холодостойкое. Лепестки околоцветника отогнуты назад, к стеблю. Растение редкое, занесено в Красную Книгу России. В Подмосковье в садах растет очень хорошо. Луковицы съедобны, раньше массово заготавливались местным населением некоторых регионов Южной Сибири.

Чистяк весенний – радует всех яркими желтыми звездочками – один из самых ранних цветов. А в остальное время года это злостный сорняк, от которого трудно избавиться. Листочки округлой почковидной формы. Обитатель наших лесов, встречается по всей Евразии. Корни его изменены в клубеньки, где накапливаются питательные вещества, позволяющие ему начать такое раннее цветение. Не отмирает полностью, вегетирует все лето.

Фиалка душистая – один из самых ранних видов фиалок. Распространяется усами, как земляника. Легко захватывает пространство, и быстро образует красивые крупные куртины. Растение содержит много эфирных масел, витаминов, биологически активных веществ и как лекарственное растение применялась ещё в глубокой древности. О её целебных свойствах упоминают в своих сочинениях древнегреческий врач Гиппократ, римский писатель и учёный Плиний Старший, арабский ученый Абу Али Ибн Сина (Авиценна).

Красивые голубые звездочки растения Хионодокса люцилии швейцарский ботаник Пьер Эдмонд Буассье назвал в честь своей жены Люсиль . Родина этого растения -  Малая Азия. Растет в горах, на альпийских каменистых склонах, встречается аккуратными куртинками. Бывает еще розового и белого цвета. Растение луковичное, охотно растет в садах.

Нежные тонкие листья и желтые звездочки цветов гусиного лука можно без труда встретить в Подмосковном лесу. Но немногие знают, что это растение распространено и в Северной Африке. Это луковичное растение, типичный эфемероид. У некоторых видов имеются очень интересные корни двух типов: одни идут от луковицы вертикально вниз, а другие начинают свой рост также вниз, а затем горизонтально и вверх, оплетая луковицу  подобием защитной капсулы.

Хохлатка – одно из первых весенних растений. Их несколько видов. Хохлатка плотная – лилового цвета, бывают хохлатки сиренево-желтые, темно-розовые. Цветочки в соцветии у нее сидят очень близко друг к другу. У хохлаток, как и у чистяка под землей есть клубеньки, дающие ей питательные вещества для раннего роста. В цветках очень много нектара, привлекающего насекомых – вокруг хохлаток все время вьются шмели, пчелы, собирающие с этих цветов самый первый весенний нектар. Еще один вид хохлаток - Хохлатка крупноприцветниковая, родина ее – Сибирь. Цветки – нежно-желтого цвета, с особой клиновидной формы прицветниками.

Пролеска сибирская. Несмотря на название, в Сибири она не растет, ее родина – юг Восточной Европы, Крым, Кавказ, Малая и Передняя Азия. Распространена и в Европе. Это лесное растение, распускается одним из первых и растет вот такими живописными полянами. В Англии этот цветок очень любят и называют Blue bells  - как колокольчики – хотя это совсем не колокольчики. Попадаются формы с белыми цветками.

Пушкиния   пролесковидная – похожа на пролеску. Отличается синими прожилками лепестков и красивой внутренней коронкой привенчика, как у нарцисса. Родина ее – Кавказ, Иран, растет она на высокогорных лугах, и названа вовсе не в честь поэта Пушкина, как можно было бы предположить, а в честь его родственника, естествоиспытателя Мусина-Пушкина, который ее нашел впервые на горе Арарат в 1802 году.

Ветреница лютиковая
– растение из семейства лютиковых. Ее садовые родственники – анемоны. В почве у нее тоже клубенек. Она цветет рано весной, но потом полностью не отмирает, и зелень ее можно встретить в лесу все лето. Ее родственница с белыми цветками – ветреница дубравная. Сейчас и для нее – самый активный сезон цветения.

Джефферсония сомнительная – в природе встречается в Уссурийском крае и Маньчжурии в тенистых лиственных и смешанных лесах, на перегнойной почве, одиночно и небольшими группами; по вырубке леса сохраняется и растёт в кустарниках, а в редких случаях даже среди лугов.

Мышиный гиацинт или мускари армянский – родом из Армении. Как ни странно, это красивое растение имеет грубоватое родовое название гадючий лук. Его часто можно встретить в садах и парках, мускари теневынослив и любит влагу.

Зубянка пятилисточковая – из семейства крестоцветных – родственница обыкновенной капусты. Родом из лесов Сибири и Дальнего Востока.

Печеночница благородная – зимнезеленое растение из семейства лютиковых. Распространена во всей Европе и на Дальнем Востоке, в Японии. В Европе печёночницы культивировали с XV века, как лекарственные растения из-за сходства формы листьев с очертаниями человеческой печени.

Форзиция – кустарник из семейства маслинных – родственница сирени, ясеня, настоящего жасмина. В диком состоянии растет в лесах Европы. Интересно то, что она цветет рано весной еще до появления листьев – на голых ветвях распускаются эти красивые крупные цветки разных оттенков желтого цвета – от охристых до лимонно-желтых.

Скополия корнеолийская - из семейства Пасленовых. Распускается рано весной, в конце апреля, а через несколько недель  венчики у нее опадают и образуются плоды – зеленые ягоды. К середине июня наземная часть растения полностью отмирает, и остается только корневище под землей. Раньше из нее получали алкалоиды скополамин и атропин.

Каждый новый день здесь отмечен цветением новых и новых трав, кустарников и деревьев, появились первые цветы на миндале, ветки абрикосовых деревьев распускаются прямо на  глазах, желтой дымкой светятся кусты кизила, цветут гиацинты и нарциссы, примулы. А в середине мая здесь ждут сезон сирени - Ботанический сад МГУ славится ее особенными сортами. Уголок зелени и покоя рядом с оживленными улицами города звенит птичьим пением. На Воробьевых горах - весна!

ботанический сад мгу культивирование редких растений сезон цветения первоцветов эфемероиды