По последним данным всероссийского опроса у жителей нашей страны по-прежнему сильна вера в самые разные паранормальные явления, констатирует ВЦИОМ. 55% россиян считают возможным предсказывать будущее, 50% верят в приметы, 48% — в колдовство, около трети наших сограждан верят «народным целителям» и астрологам.

Интересно, что в сравнении с 90-ми, когда фиксировался резкий подъем интереса к подобным темам, по некоторым пунктам число верящих в паранормальные явления сегодня даже возросло. Значительно меньше россиян стали верить лишь в лечение биополем, с тех пор, как Кашпировский и Чумак пропали с экранов телевизоров. Стало меньше и тех, кто верит в передачу мыслей на расстоянии — тогда как к этой возможности как раз подбирается современная наука, без всякой мистики. И все это несмотря на фиксируемый рост научной грамотности населения.

Россияне, конечно, не одиноки в своей вере в сверхъестественное, но все же обгоняют в этом вопросе, к примеру, жителей США. К примеру, последний опрос университета Чапмана показал, что в астропрогнозы и другие виды предсказания будущего верят лишь около 14% американцев. Зато 40% жителей США верят в духи и приведения, населяющие некоторые места. Каждый четвертый американец, так же как и каждый четвертый россиянин, верит в возможность общения живых и мертвых между собой.

Но и к вере в сверхъестественное можно подойти с научной точки зрения. К примеру, исследование Кристофера Бадера (Christopher Bader) и его команды показало, что люди, которые верят в паранормальные явления, более склонны к разного вида страхам в реальном мире. «Они боятся буквально всего», — комментирует ученый. Но чаще всего люди с такими верованиями особенно сильно боятся преступности и стихийных бедствий, выяснилось в исследовании американских социологов. Они поясняют, что оба этих фактора в свою очередь статистически связаны с уровнем образования: чем ниже уровень полученного образования, тем сильнее у человека проявляются и различные страхи, и вера в паранормальные явления.

Однако же исследование психологов из Техасского университета в Остине показало при этом, что развитие научных представлений с возрастом не отменяет веры в сверхъестественное. Оказалось, что для людей эти два объяснительных подхода могут и не противоречить друг другу. К примеру, многие участники экспериментов, отвечая на вопрос о причинах заражения СПИДом героя предложенной истории, давали примерно такую версию: «Он заразился от небезопасного секса, а этот партнер попался ему на пути, потому что недоброжелатель навел порчу».

Другое исследование, проведенное психологами, на этот раз из Университета Квинсленда в Австралии, во главе с Катрин Гринвей (Katharine Greenway), подтвердило следующую гипотезу. Проведя ряд экспериментов, ученые показали — люди больше верят в сверхъестественное, в частности, в возможность предвидеть будущее, в ситуации, когда чувствуют себя беспомощно, теряют ощущение контроля над собственной жизнью. «Ощущать потерю контроля очень неприятно, это одна из базовых вещей для человека. И один из способов вернуть себе контроль — это поверить, что будущее можно предвидеть», — говорит Гринвей. Авторы исследования считают, что люди обращаются к экстрасенсам и гадалкам именно в такие сложные периоды своей жизни, вера в паранормальное не характеризует личность человека, а скорее рассказывает о его текущей ситуации, служит своеобразной компенсацией тревог и переживаний.

А Пол Брюйер (Paul Brewer) из Делавэрского университета в США задался вопросом о том, как сообщения о паранормальных явлениях в медиа влияют на веру и представления людей. Он провел эксперимент, в котором участники читали газетное сообщение в четырех разных версиях. Так, в одной из версий сообщение было максимально научным по своей форме: «ученый» описывал в нем, как он изучал паранормальные явления, в том числе с применением МРТ и других инструментов и методов, воспринимающихся как научные. И именно те участники эксперимента, кто читал эту версию статьи, показали в последующем опросе максимальный уровень доверия информации и, в целом, веры в описанные сверхъестественные явления. А минимальные оценки в этих вопросах показали люди, которые читали версию статьи, где в конце содержался абзац с комментарием ученого, опровергающим описанные наблюдения.

Брюйер делает вывод о том, что влияние СМИ на представления людей в этом вопросе очень велико. Что, кстати, очень актуально для нашей страны, где на телеканалах передач о паранормальном намного больше, чем о науке.