Получено новое свидетельство вулканизма на Венере

Учёные не знают, чем вызваны выбросы диоксида серы в атмосферу Венеры, но предполагают, что дело в извержениях вулканов

За шесть лет своей работы аппарат Европейского космического агентства «Венера-экспресс» зафиксировал существенные изменения атмосферной концентрации сернистого ангидрида. Возможным объяснением этому являются извержения вулканов.

В атмосфере Венеры диоксида серы в миллион раз больше, чем в земной. На нашей планете почти весь этот газ попадает в воздух в результате вулканической активности.

Большая часть сернистого газа на Венере находится под слоем облаков, без них он разрушается  солнечным светом. Это значит, что весь диоксид серы, который обнаруживается в верхних слоях атмосферы планеты, постоянно поступает из-под облаков.

Венера покрыта сотнями вулканов, но сложно сказать, активны ли они. Ранее аппарат «Венера-экспресс» дал свидетельства вулканизма на планете в последние сотни тысяч – миллионы лет. О идущих и сегодня вулканических процессах могут говорить именно данные по сернистому ангидриду.

В самом начале миссии, в 2006 году, было зарегистрировано существенное увеличение присутствия диоксида серы в верхних слоях атмосферы Венеры. Затем пошёл резкий спад – показатели каждый день падали в 10 раз. Нечто подобное наблюдалось во время миссии NASA «Пионер-Венера» (1978—1992).

Источник выбросов сернистого газа в атмосферу определить сложно. Учёные предполагают, что дело всё же в активности нескольких вулканов. Не исключено, однако, что такие скачки концентрации вызваны особенностями циркуляции на планете. Венера имеет «супервращающуюся» атмосферу, которая вращается вокруг планеты за четыре земных дня, в то время как вокруг своей оси планета совершает оборот за 243 дня. В таких условиях газ сразу распространяется по всей атмосфере, и непонятно, в какой точке планеты и как происходит выброс.

Источник: www.esa.int