Составлена полная геологическая карта Венеры

Вторая планета Солнечной системы в несколько раз моложе Земли, предполагают учёные

Российские и американские планетологи разработали первую полноценную геологическую карту Венеры и представили её на третьем московском симпозиуме по солнечной системе в Институте космических исследований (ИКИ) РАН.

«Карта помогла нам выяснить, что в геологической жизни Венеры существовало два периода – тектонический и сменивший его вулканический. По нашим расчетам, «утренняя звезда» достаточно молода – средний возраст её пород на поверхности составляет примерно 500 миллионов лет», – сообщил один из авторов карты, Михаил Иванов из Института геохимии имени Вернадского (ГЕОХИ).

В своей работе Иванов и его коллега Джеймс Хэнд (James Hand) из университета Брауна в городе Провиденс (США) использовали снимки, полученные американским зондом Magellan во время работы на орбите второй планеты Солнечной системы в 1990-1994 годах. Первые наброски карты планетологи представили ещё в 2010 году, однако два дополнительных года ушло на её завершение и анализ результатов.

Подготовив карту, учёные проанализировали структуру поверхности «утренней звезды». Оказалось, что она делится на два неравных участка, сформировавшихся в результате тектонических и вулканических процессов. Согласно данным анализа, вулканические формы рельефа занимают подавляющую часть площади планеты. Большинство тектонических форм представляют собой горы и возвышенности, а в вулканических областях находятся низины и равнины.

Например, самые древние вулканические образования, так называемые щитовые равнины, занимают до 18% площади Венеры, относительно молодые вулканические равнины – примерно 40%, и самые молодые – «дольчатые» равнины – 6%.

Геологи проанализировали положение и структуру вулканических форм рельефа и пришли к выводу, что они образовались «поверх» существующих тектонических форм на поверхности Венеры. То есть вулканы активировались уже после ослабления и остановки тектонических процессов. Авторы работы считают, что такой переход связан с особенностями в процессе охлаждения ядра планеты. В целом, средний возраст пород на поверхности Венеры не превышает 500 миллионов – одного миллиарда лет, что говорит о её относительной юности.

астрономические наблюдения венера геология ики ран планеты россия сша