В атмосфере Венеры есть странный холодный слой

Не исключено, что в одном слое атмосферы Венеры формируется лёд из углекислого газа

Аппарат «Венера-экспресс» обнаружил неожиданно холодный регион в атмосфере планеты. Возможно, там может даже замерзать до состояния снега или льда двуокись углерода, сообщает Европейское космическое агентство.

Венера известна своей плотной атмосферой из углекислого газа и очень горячей поверхностью. Тем не менее, данные пятилетних наблюдений аппарата «Венера-экспресс» показывают, что в 125 километрах над поверхностью планеты расположен очень холодный слой с температурой примерно  -175 ºC.

Открытие было сделано в ходе изучения солнечного света, проникающего сквозь атмосферу. Учёные выясняли концентрацию молекул углекислого газа на разных высотах вдоль терминатора (линии, которая делит дневную и ночную сторону планеты). Совместив эти сведения с данными об атмосферном давлении, они выяснили температуры.

«Поскольку на некоторых высотах температура опускается ниже порога замерзания для диоксида углерода, мы подозреваем, что он может принимать там форму льда», – заявил автор статьи в Journal of Geophysical Research Арно Майё (Arnaud Mahieux) из Бельгийского института космической аэрономии.

Облака из углекислотного льда или снега должны обладать высокой отражающей способностью, и эти атмосферные слои могут быть ярче других. «Однако, хотя “Венера-экспресс” иногда наблюдает яркие регионы в атмосфере, которые можно объяснить льдом, они могут вызываться и другими атмосферными явлениями», – пояснил Майё.

Холодный слой на терминаторе зажат между двумя сравнительно тёплыми слоями. «Температурные профили на горячей дневной стороне и прохладной ночной выше 120 километров очень разнятся, так что на терминаторе мы находимся в режиме перехода с эффектами с обеих сторон. Возможно, ночная сторона играет большую роль на одной данной высоте, а дневная – на других», – считает учёный.

Подобные температурные профили не характерны ни для Земли, ни для Марса, где и химический состав атмосферы, и температурные условия иные.

венера венера-экспресс ека