25 ноября 1887 года родился ученый-генетик, селекционер, ботаник, химик, географ, основатель коллекции мировых генетических ресурсов культурных растений – Николай Иванович Вавилов.

вавилов1

Николай Иванович родился и вырос в купеческой семье. В детстве с увлечением изучал различные труды в отцовской библиотеке, что и заложило глубокий интерес будущего ученого к ботанике.

Свои знания Николай Вавилов приумножал в Московском коммерческом училище. А в 1906 году он перевелся на агрономический факультет Московского сельскохозяйственного института, где продолжил обучение в сфере ботаники. В студенческие годы посещал Кавказ и Полтаву, где на практике изучал генеалогию растений. Тогда молодой учёный опубликовал свою первую научную работу «Голые слизни (улитки), повреждающие поля и огороды Московской губернии» (1910 год), за которую получил премию.

В 1911 году Николай Вавилов окончил обучение и стал работать на Селекционной станции Московского сельскохозяйственного института, где занимался изучением иммунитета культурных растений к паразитам.

На протяжении своей жизни Николай Иванович Вавилов организовал и совершил 180 ботанико-агрономических экспедиций по всему миру. Результаты его исследований раскрыли селекцию в мировой науке с другой стороны.

Николай Иванович Вавилов

Вавиловские научные экспедиции – это уникальная и самая богатая в мире коллекция культурных растений, число которой только в 1940 году насчитывалось 250 тысяч образцов. Эта коллекция получила широкое применение в селекционной практике и стала первым в мире важным банком генов. В своих исследовательских путешествиях ученый собирал именно тот материал, который позволил ему сделать два крупных мировых открытия – установить законы гомологических рядов и центры распространения культурных растений. Николай Вавилов создал крупнейшую в мире коллекцию семян культурных растений. Он также заложил основы системы государственных испытаний сортов полевых культур, сформулировал принципы деятельности главного научного центра страны по аграрным наукам и создал сеть научных учреждений в этой области. Всё это стало существенным вкладом в его учениях о растениеводческих культурах.

Николай Вавилов был одним из выдающихся ученых, который полностью погружался в своё дело – сохранение местного разнообразия флоры и фауны, как бесценного дара природы и неоценимого ресурса для продовольственной безопасности любой страны. «Лучше проявить чрезмерную бережливость в настоящее время, чем подвергнуть уничтожению то, что тысячами и миллионами лет создалось природой, – писал он. – Изучение мирового земледелия наглядно свидетельствует о неустройстве земного шара даже с точки зрения элементарного использования природных ресурсов».

Материал подготовлен по открытым источникам.

Источник изображения в тексте и на главной странице.