В созвездии Тельца найден «океан» пара

Из огромного облака водяного пара формируется новая звёздная система

Космический телескоп «Гершель» Европейского космического агентства открыл большие объёмы водяного пара в холодном протозвёздном ядре Lynds 1544 в созвездии Тельца. Как написано в статье об открытии в Astrophysical Journal Letters, этот пар мог бы заполнить мировой океан Земли более 2 тысяч раз.

Это первый случай фиксации водяного пара в молекулярном облаке на грани звёздообразования. Если обычно находят газопылевые облака, то в данном случае космические лучи сбили воду с поверхности частиц пыли.

«Для получения такого объёма пара нужно, чтобы в облаке было очень много воды, больше трёх миллионов замороженных океанов Земли, – заявила автор статьи Паола Каселли (Paola Caselli) из Лидского университета. – До наших наблюдений считалось, что вся вода замерзает на частицах пыли, поскольку для газообразного состояния слишком низка температура. Теперь надо пересматривать понимание химических процессов в этом плотном регионе и, в частности, важность космических лучей для сохранения некоторого количества водяного пара».

Оказалось также, что молекулы воды движутся к центру облака, где, вероятно, образуется новая звезда. Это свидетельствует о том, что гравитационный коллапс только начался.

«Сейчас в этом тёмном облаке нет никаких признаков звёзд, но, судя по молекулам воды, внутри этого региона происходит движение, которое может быть понято как коллапс облака в сторону центра. Там достаточно материала для формирования звезды по крайней мере такой массы, как наше Солнце, то есть может формироваться также и планетарная система», – добавила Каселли.

Часть пара пойдёт на формирование звезды, оставшаяся доля войдёт в состав окружающего диска, из которого появляются планеты.

газопылевые облака гершель ека звёздообразование