Ученые из университета Осаки (Япония) заявили, что они построили самую мощную на сегодняшний день лазерную установку в мире. Луч светил только одну пикосекунду (одну триллионную часть секунды), однако датчики зарегистрировали излучение мощностью в два петаватт — два квадриллиона, или два миллиона миллиардов, ватт. О рекордной разработке рассказывает United Press International.

Энергия, которая была сосредоточена в этом луче, на три порядка превышала мировое потребление электроэнергии в любой данный момент времени. Новый луч вдвое превзошел мощность лазера, полученного 31 марта 2008 года американскими исследователями в Техасском университете в Остине (США). Тогда ученым удалось получить лазер мощностью чуть более одного петаватт.

В то же время на выработку нового лазера ушло очень мало энергии. Чтобы получить этот луч, ученым потребовалось всего несколько сотен джоулей. Примерно такое же количество энергии потребовалось бы, чтобы заработали несколько лампочек или микроволновая печь.

Конечно, для того, чтобы поддерживать работу лазера более одной триллионной секунды, потребовалось бы гораздо больше энергии. Но, как правило, для того, чтобы светить короткое время, лазеру не нужно много электричества. Вместо этого японский лазер получил мощность за счет прохождения через целую серию увеличительных линз, общей протяженностью в 300 футов (более 91 м). Уникальный оптический комплекс для лазерной установки был построен в Осаке специально для этого эксперимента. На его сборку и тестирование ушло несколько месяцев, прежде чем рекорд был установлен.

Вполне понятно, что ученые не собираются останавливаться на достигнутом. Исследователь Джунджи Каванака (Junji Kawanaka) рассказывает, что сегодня в мире существует огромная конкуренция в сфере сверхмощных лазерных установок. По его словам, перед японскими специалистами стоит цель получить лазер мощностью в десять петаватт, то есть улучшить свое достижение в пять раз. В будущем лазеры подобного типа могут быть приняты на вооружение, считают эксперты.

Ранее наш портал писал об уникальной разработке отечественных инженеров — лазерной установке на свободных электронах, построенной в Новосибирске. Вообще, новостей, связанных с достижениями в области лазерных технологий, немало, как сугубо академических, так и более прикладного свойства, скажем, об использовании лазеров для моделирования взрыва сверхновых звезд в лаборатории, о том, что МКС вооружат лазерами для защиты от космического мусора или о том, что удалось снять на камеру прохождение лазерного луча.