Томские ученые разработали лазерную установку, свойства которой позволяют резать кости и другие биологические ткани. Новый лазер найдет свое применение в хирургии, имплантологии и других областях медицины. Создать уникальную разработку автору изобретения Анатолию Сердюкову из Томского государственного университета удалось в результате длительных фундаментальных исследований, пишет Российская газета.

Главной задачей исследований было подобрать длину волны, подходящую для работы именно с тканями живого организма (в итоге установка использует волну длиной 6,45 микрон). Установка создана на парах стронция. Отдельное преимущество — это размеры нового лазера. Он очень компактный и помещается на обычном столе. Все это делает изобретение томских ученых не имеющим аналогов в мире.

Механизм работы установки таков: при коротком инфракрасном излучении влага, содержащаяся в тканях, быстро нагревается, производя пар, давление резко усиливается, в итоге молекулярные связи разрываются. Такой механизм позволяет предельно снизить температуру ткани при воздействии лазером и, соответственно, минимизировать повреждения. На месте разреза не происходит обугливания тканей.

На данный момент хирургический лазер, разработанный томскими специалистами, тестируется в одном из московских медицинских институтов. В ближайшее время будет выпущена небольшая серия экспериментальных установок, а после тестирования и необходимых доработок новые лазеры должны поступить в промышленное производство.