В России впервые измерили квантовый бит

Ученые из Российского квантового центра (РКЦ) и Лаборатории сверхпроводящих метаматериалов МИСиС под руководством профессора Алексея Устинова впервые в России произвели измерение квантового бита (кубита). Об этом сообщает «Лента.ру».

В отличие от классических битов, способных принимать только значения ноль и единица, кубит принимает бесконечное множество состояний, каждое из которых представляет собой «смесь» или суперпозицию двух основных (они тоже обозначаются 0 и 1). Суперпозиция задается парой комплексных чисел, каждое из которых характеризует вероятность обнаружения кубита в одном из двух основных состояний.

Кубит в Лаборатории сверхпроводящих материалов был реализован в виде металлического кольца диаметром несколько микрон с разрезами, напыленного на полупроводниковую подложку. Кольцо было охлаждено смесью гелия-3 и гелия-4  до температур порядка нескольких десятков милликельвинов - при такой температуре металл, из которого был выполнен кубит, находился в сверхпроводящем состоянии. Роль нуля и единицы исполнял ток, текущий по  и против часовой стрелки.

Процесс измерения кубита представлял собой пропускание через него микроволнового излучения с последующим измерением фазового сдвига этого излучения. Также была продемонстрирована принципиальная возможность кубита находиться в суперпозиции двух состояний одновременно.

По словам ученых, следующим этапом исследований станет манипулирование квантовым состоянием одного, а затем и нескольких кубитов. Подобные устройства могут быть использованы для создания квантовых компьютеров - вычислительных машин, работающих на принципах квантовой механики, отличных от детерминистской логики существующих компьютеров.

Источник: lenta.ru