18 декабря в Институте ядерной физики имени Г.И. Будкера СО РАН состоялся торжественный запуск первой линии инжекционного комплекса ВЭПП-5, который работает на встречных электрон-позитронных пучках. Он является частью крупного научного проекта по исследованию физических свойств электронных и позитронных сгустков и будет генерировать антиматерию на нужды науки. О событии рассказывает портал Наука в Сибири.

Установка объединяет коллайдер ВЭПП-2000 и станцию синхротронного излучения ВЭПП-4М. В совокупности этот объект представляет собой «фабрику» по производству высокоинтенсивных пучков электронов и позитронов. Ученые надеются получить на практике повышение светимости и стабильности лучей, что в свою очередь позволит заглянуть в мир быстротекущих событий наномира, проводить диффракционый анализ веществ в экстремальных условиях, оптимизировать настройку некоторых космических аппаратов и многое другое. Кроме того, в Академгородке появится своя установка для изучения процесса столкновения пучков высокой интенсивности.

Построенный ранее ВЭПП-4 генерирует релятивистский пучок электронов. Он вращается в установке со скоростью, близкой к скорости света. Когда же пучок попадает в магнитное поле, он начинает излучать фотоны всех возможных уровней — от инфракрасного до рентгеновского. Ученые смогут выделять нужный им фрагмент пучка и проводить свои наблюдения.

«Сгусток хорошо структурирован по времени — он очень короткий и когда пролетает мимо места наблюдения, одну миллиардную долю секунды мы видим яркую вспышку этого излучения, затем целую миллионную долю секунды — темнота. Получается средство для «высокоскоростного кино» — миллион кадров в секунду. Это позволяет изучать, что происходит с веществом в момент взрыва», — рассказывает старший научный сотрудник лаборатории Антон Николенко. В установке появляется также ультрамягкое рентгеновское излучения, которое не встречается в естественных условиях на Земле. Он позволяет исследовать процессы, протекающие в плазме на Солнце. Ученые в Новосибирске также могут калибровать оптику и датчики новейших спутников, выводимых на околоземную орбиту. Наконец, новый комплекс открывает доступ к нанолитографии — технике, основанной на экстремальном ультрафиолете, которая будет применяться для разработки наноэлектроники.

По словам главы ФАНО Михаила Котюкова, бюджет на будущий год будет сформирован с учетом инвентаризации научной инфраструктуры институтов, которая позволит повысить эффективность ее использования. При этом особенно важно, как отметил Котюков, организовать работу таким образом, чтобы любой специалист в стране имел возможность работы на имеющемся оборудовании. Для этого, по его словам, при каждом центре коллективного пользования будут созданы экспертные советы, которым будет поручена функция рассмотрения подобных заявок.

Ранее портал Научная Россия писал об открытии в МГУ научно-учебного центра масс-спектрометрии.